​ Энергия солнца, ветра и воды

1783
Асель Муканова

Solar Fest Qazaqstan

На планете 90 стран уже используют энергию солнца для выработки электричества. Казахстан также имеет успешный опыт строительства 9 солнечных электростанций, которые производят ровно половину всей возоб­новляемой энергии в стране. Буквально на днях Risen Energy заложила капсулу в основание строительства еще одной такой станции – в Туркестанской области.

Процесс развития альтернативной энергетики активизировался в Казахстане после принятия 4 июля 2009 года Закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Спустя ровно 10 лет заинтересованные участники отрасли собрались на территории курортной зоны Бурабай на Первый международный деловой фестиваль Solar Fest Qazaqstan. Собрались, чтобы обсудить перспективы отрасли, проблемы, принять хартию-обращение к Правительству от имени отрас­левого сообщества, а также предложить учредить 4 июля День работников ВИЭ.

Всего на двухдневный фестиваль приехали более 300 человек. В том числе члены созданной год назад Казахстанской ассоциации солнечной энергетики, специалисты в области ВИЭ из других стран, представители международных финансовых институтов, без которых невозможно развитие отрасли, отечественные и иностранные инвесторы.

Помимо пленарного заседания и панельных сессий, на которых были рассмотрены проблемы финансирования развития ВИЭ, технические аспекты распределенной генерации и перспективы маломасштабных проектов, в рамках фестиваля также прошли практические семинары, «солнечная» пятиминутка с учас­тием студенческой молодежи, выставка детских экологических рисунков.

На смену фиксированным тарифам

Возобновляемые источники энергии в течение последних лет позиционируются Казахста­ном в качестве одного из векторов развития энергетического комплекса.

Их внедрение заметно ускорилось после проведения международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017». Были приняты конкретные целевые индикаторы: доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии к 2020 году в Казах­стане должна составлять 3%, к 2025-му – 6%, к 2030-му – 10%, а к 2050 году на ВИЭ и альтернативные источники энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.

Однако, как заявил на брифинге, предваряющем открытие фес­тиваля, вице-министр энергетики Сунгат Есимханов, не столь важны количественные индикаторы: их достижение должно быть подъемно для экономики и нести определенные бонусы в виде снижения тарифов.

– В последние годы идет активное развитие возобновляемой энергетики. А тенденция снижения стоимости ВИЭ позволит еще быстрее ее развивать, – сказал вице-министр.

В прошлом году, по его словам, на смену фиксированным тарифам, которые на первоначальном этапе позволили запустить сектор ВИЭ в стране, пришел механизм аукционных торгов. Он дал возможность определить объективную рыночную цену на электрическую энергию, производимую объектами ВИЭ, выстроить прозрачный процесс отбора потенциальных инвес­торов и в целом стимулировал рост количества игроков и проектов на энергетическом рынке республики.

По мнению вице-министра энергетики, целевые индикаторы объективны и вполне достижимы, поскольку технологии ВИЭ дешевеют. Однако нельзя отказываться и от более доступного на сегодня угля, имея его запасы, сопоставимые с 4% мировых. Вместе с тем и сама добыча угля дорожает, так что в какой-то момент­ себестоимость технологии углеводородного сырья и ВИЭ, возможно, сравняется.

– На традиционных станциях электроэнергия сегодня стоит 6–10 тенге за 1 киловатт-час, фиксированная цена на солнечной станции – 34 тенге, но благодаря аукциону она снижается: в среднем она больше 25 тенге, хотя на прошлогодних аукционах были победители и по 18 тенге. То есть тенденция к снижению есть, но прогнозировать, когда возобновляемая энергетика по цене сравняется с традиционной, сложно, – сказал Сунгат Есимханов.

В прошлом году в Казахстане произведено свыше 107 млрд киловатт-часов электроэнергии. Доля генерации 74 действующих в стране объектов ВИЭ в общем объеме едва превысила 1%, составив 1 млрд 350 млн киловатт-часов.

Вся произведенная ВИЭ электроэнергия централизованно закупается расчетно-финансовым центром, который распределяет затраты на покупку электроэнергии от ВИЭ между традиционными электростанциями пропорционально их доле в общей выработке. Так что развитие ВИЭ привязано к финансовой стабильности традиционной энергетики, где важна взвешенная тарифная политика.

Результат поддержки государства

Два из 74 объектов ВИЭ на 20 млрд тенге введены в Акмолинской области: это ветряная станция в Ерейментауском райо­не мощностью 45 МВт и ветряная энергетическая установка на 750 тыс. кВт в ТОО «Агрофирма «Родина». В стадии реализации еще 6 новых проектов на 153 млрд тенге, с вводом которых доля ВИЭ в области достигнет почти половины общего объема электроэнергии.

Заместитель областного акима Марат Игалиев выразил заинтересованность в том, чтобы столичный регион лидировал в этой сфере, и обещал оказывать максимальное содействие «зеленым» проектам вокруг Нур-Султана.

Львиную долю солнечной генерации Казахстана финансировал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), им инвес­тировано свыше 300 млн евро.

– Казахстан стал региональным лидером в развитии солнечной энергетики в плане наработок технологий, экспертиз и навыков, – отметила директор департамента энергоресурсов ЕБРР Аида Ситдикова, подчерк­нув роль госорганов и инвесторов. – После перехода от фиксированных тарифов к ценам на конкурсной основе мы прогнозируем, что ВИЭ станет драйвером снижения тарифов вообще. Несмотря на то что угольная генерация до сих пор составляет большую часть в энергобалансе страны, идет планомерное посту­пательное прогрессивное развитие солнце-, ветро- и гид­ромощностей.

Такой прогресс – результат поддержки государства и рос­та заинтересованности в этой системе инвесторов, считает директор департамента по ВИЭ Министерства энергетики РК Айнур Соспанова. По ее информации, в текущем году выработка электроэнергии силами ВИЭ превысит 2 млрд киловатт-часов.

Даже по мировым меркам казахстанские альтернативные проекты в 50–100 МВт – довольно крупные и позволяют получить необходимый опыт для работы в этом секторе энергетики.

С начала года изменены правила проведения аукционов, какие-то нормы ужесточены. Например, участники должны прийти со своей точкой подключения и земельным участком. В ближайшие дни вступают в силу правила покупки-продажи электроэнергии. Предоставлена возможность продлить контракт для проектов с фиксированным тарифом и уже реализованных на 70%. Для крупных инвесторов это хорошая возможность их завершить.

Говоря о планах, Айнур Сос­панова сообщила о разработке графика аукционов на ближайшие 3–4 года и дальнейшем стимулировании создания как можно большего числа малых установок ВИЭ.

– До 2024 года 2,5 миллиарда киловатт-часов мощности возобновляемых источников энергии будет введено в эксплуатацию, и мы надеемся, что это позволит стране идти в ногу со временем, выполнять обязательства, взятые в рамках Парижского сог­лашения, поскольку «зеленая» энергетика является одним из самых эффективных механизмов снижения эмиссии парниковых газов, – отметила Айнур Соспанова.

Преград нет, но есть проблемы

В Казахстане реализуется ряд мер, направленных на поддержку сектора возобновляемой энергии, сформирована законодательная регуляторная среда, обеспечена прозрачность процесса закупа через аукционы, гарантирован спрос на поставляемую «зеленую» энергию через заключение соглашений о ее покупке сроком на 15 лет.

Внедрение аукционов на пос­тоянной основе позволит су­щественно расширить и диверсифицировать инвестиционные источники, выбрать надежных партнеров с наилучшими тарифами на энергию солнечной, ветровой или водной генерации.

Большую работу по предоставлению инвестиционных преференций проводит Комитет по инвестициям МИД РК. Как отметила заместитель председателя комитета Лариса Джумагалиева, на снижение затрат инвесторов может повлиять освобождение от уплаты импортной таможенной пошлины при ввозе оборудования. Разрабатывается очередной пакет изменений о предос­тавлении преференций в виде освобождения от уплаты КПН и налога на землю на 10 лет, налога на имущество на 8 лет именно в сфере ВИЭ.

– Мы готовы содействовать снижению себестоимости проектов, – заявила представитель внешнеполитического ведомства и даже предложила увязывать предоставление мер господдерж­ки с использованием ВИЭ, тем самым снижая углеводородную зависимость.

Генеральный директор ТОО «Расчетный финансовый центр по поддержке ВИЭ» Жандос Нурмаганбетов никаких преград для развития ВИЭ не видит. Ежегодно цены индексируются, все обязательства по покупке «чистой» электроэнергии выполняются. Через РФЦ идет около 600 МВт, половина из которых – доля солнечной энергетики. Заключены контракты на 1 100 МВт, и они будут исполнены, поскольку контракты на фиксированных тарифах стали очень выгодными, а на энергетический рынок зашли серьезные игроки, такие как Risen Energy и Shell.

– 3% в 2020-м и 10% в 2030 году мы покроем, но есть проблемы с распределением станций. В отдельно взятых областях на юге республики доля ВИЭ составляет 20%. Это технические вызовы, как интегрировать подобные объемы? – акцентировал внимание участников панельной сессии руководитель РФЦ. – Второй вопрос – по стоимости. Несмотря на тренд снижения, мы усредняем цену. Средняя цена ВИЭ – 31,7 тенге за киловатт-час, при этом тариф Экибастузской ГРЭС-1 составляет 5,7 тенге, то есть дешевле в 5–6 раз. Как отрегулировать все возрастающую цену ВИЭ, чтобы не было противостояния с традиционными генерациями?

Председатель совета директоров Казахстанской ассоциации солнечной энергетики Нурлан Капенов в числе проблемных вопросов, которые будут включены в итоговую хартию для совместной проработки с Правительством, назвал обеспечение финансовой устойчивости единого закупщика электроэнергии.

– В случае минимизации рис­ка неплатежеспособности РФЦ инвесторы смогут давать более привлекательные цены на аук­ционах ВИЭ, что положительно скажется на стоимости. В связи с этим Правительству необходимо разработать конкретный механизм обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости расчетного центра, – прокомментировал Нурлан Капенов.

Не остался без внимания и воп­рос выделения земли под проекты ВИЭ. В основном они – сельскохозяйственного назначения. А согласно законодательству компании, которые имеют учредителей-иностранцев, не имеют право оформлять отвод участка, предназначенного для сельскохозяйственных нужд. Следует проработать механизм перевода этих территорий в земли промышленного назначения. При этом ассоциация рекомендует не заходить на пахотные земли, а использовать только пастбища, и то закрывая их лишь на период строительства.

Например, для солнечной станции мощностью 50 МВт в Жамбылской области понадобилось 100 га, но сейчас на этой земле снова пасутся бараны к взаимной пользе селян и энергетиков: животные подъедают траву, которую не приходится косить, а хозяевам скота не нужно тратиться на пастуха и охрану.

Проекты ВИЭ, как правило, полностью частные, на 70% финансируются международными финансовыми институтами. Примерный срок окупаемости в наших реалиях может составлять 10–15 лет при небольшой рентабельности.

Поэтому по-прежнему острой проблемой остается высокая ставка по займам – 12–13% годовых, говорит Нурлан Капенов, хотя во всем мире «зеленые» проекты финансируются по ставке, не превышающей 1,5–2%.

Также обсуждались вопросы «казахстанского содержания» в отрасли, которое еще довольно низкое, отсутствия в отечественных вузах специальности «инженер по ВИЭ» и многие другие. Фестиваль решено сделать традиционным, и в следующем году, пообещали организаторы, он пройдет в более масштабном формате.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Ждут большую воду
Не укладываются в срок
Строить дороги с учетом паводков
А начинали здесь с задвижек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]