Экономическую дипломатию в условиях глобализации отличают динамизм, открытость и расширение приоритетных направлений деятельности. При этом усиление международной конкуренции настоятельно требует более активных действий по привлечению инвестиций и выхода на рынки государств-партнеров.
– Под «экономизацией внешней политики» в Казахстане понимается комплекс мер, направленных на ведение эффективной внешнеэкономической деятельности, продвижение интересов отечественных производителей и привлечение в нацэкономику капиталов и технологий для создания новых цепочек добавленной стоимости или дополнительных звеньев в уже существующих отраслях, – отмечает руководитель программы мировых экономических исследований ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Сергей Домнин.
Казахстан же долгое время является лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Центральной Азии. На его долю приходится 70% всего ВВП и 80% общего притока ПИИ в регион. Растущая открытость и интеграция в глобальные и региональные торговые и производственные процессы составляют основу динамичного роста экономики.
Встречи с «капитанами бизнеса»
Глава государства уделяет пристальное внимание развитию экономической дипломатии. В ходе официальных визитов в другие страны Президент всегда встречается не только с первыми лицами, но и с представителями иностранного бизнес-сообщества. По итогам этих встреч заключаются важные деловые соглашения.
Достаточно упомянуть только этот год. В январе текущего года Глава государства посетил США. По итогам состоявшегося там бизнес-форума заключено 27 коммерческих соглашений на сумму 7 млрд долларов.
Обращаясь к американским бизнесменам, Нурсултан
Назарбаев пригласил их участвовать в совместных проектах в агропромышленном комплексе, познакомил с ходом реализации в стране программы приватизации и перспективами развития проектов в сфере «зеленой» экономики.
– В рамках официального визита я встретился с большой группой «капитанов бизнеса», – подчеркнул Президент, когда несколько месяцев спустя в Астане проводил встречу с министром торговли США.
Как отметил тогда Глава государства, благодаря насыщенной программе визита «казахстанско-американские отношения вышли на уровень расширенного партнерства», о чем подписано соответствующее заявление. В ходе встречи с американским министром Президент также отдельно остановился на истории развития сотрудничества между двумя странами и рассказал о соглашениях, подписанных на заре независимости нашей республики.
– После того как республика отказалась от ядерного оружия и закрыла крупнейший в мире ядерный полигон, мы подписали первый договор о сотрудничестве с Президентом Джорджем Бушем-старшим. Тогда же компания «Шеврон» выразила намерение работать в нашей стране. История деятельности этой структуры наглядно показывает, как можно успешно вести бизнес в Казахстане, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Нынешней весной Астану посетили также президенты Таджикистана и Узбекистана, подписавшие по итогам переговоров с Лидером Казахстана свыше 50 документов.
Важное место в продвижении экономической дипломатии занимает КНР. По итогам состоявшегося в июне официального визита Главы государства в Китай достигнуты договоренности по 51 проекту. В настоящее время двусторонние отношения выстраиваются исходя из стратегических задач и приоритетов развития казахстанской экономики. Они направлены на реализацию индустриально-инновационных проектов в химической промышленности, горно-металлургическом комплексе, машиностроении, энергетике, АПК и других секторах экономики. Внедрение совместных с китайским бизнесом проектов имеет конечной целью создание предприятий по производству высокотехнологичной отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт.
В целом же по итогам визитов в США, КНР, ОАЭ, Турцию, Финляндию, Бельгию, а также в рамках бизнес-форумов в Астане подписано свыше 130 документов на сумму более 30 млрд долларов.
Наследие ЭКСПО
«Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и трансферта технологий... Быть на гребне новой технологической волны, создавать абсолютные инновации могут далеко не все страны... Нам нужен трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования», – отмечается в Стратегии «Казахстан-2050».
Именно на решение этих задач сработала Международная специализированная выставка «зеленых» технологий
«ЭКСПО-2017», чьи объекты успешно функционируют и сейчас. Достаточно назвать Международный финансовый центр «Астана», Международный центр по развитию «зеленых» технологий и инвестиционных проектов и Международный технопарк
IT-стартапов Astana Hub.
В настоящее время МФЦА, использующий лучший опыт ведущих финансовых центров мира, является главным институтом защиты интересов иностранных инвесторов. А основная миссия Международного технопарка стартапов – стать центральным звеном отечественной инновационной экосистемы, местом притяжения критической массы молодых и талантливых IT-специалистов со всего мира. С этой целью в июле нынешнего года был принят закон о венчурном финансировании, упростивший визовый и трудовой режимы для иностранных участников Astana Hub.
На разных уровнях
Как и у всякого многопланового явления, у экономической дипломатии есть свои уровни компетенции. Высший, безусловно, принадлежит Елбасы, его личному вкладу в развитие международного экономического сотрудничества.
К нижним уровням относятся МИД, Внешнеторговая палата, которая в данный момент находится в структуре НПП «Атамекен», а также институты развития – Kazakh Invest и KazakhExport.
В экономическую дипломатию сегодня вовлекаются национальные компании, открывающие за рубежом свои представительства, и даже акиматы областей. Ключевыми инструментами работы на этом уровне являются форумы, презентации, роуд-шоу, центры обслуживания инвесторов, консалтинг национальных экспортеров. К «инструментарию» продвижения национальных экономических интересов также можно отнести и такие меры господдержки, как страхование экспорта, финансирование экспортных сделок и предэкспортное финансирование.
То есть в сферу экономической дипломатии входит не только деятельность сотрудников посольств и внешнеторговых ведомств по фасилитации, консультированию и представлению интересов государства и национального бизнеса за рубежом, но и политика властей внутри страны. В зоне их ответственности находятся также бизнес-климат и страновой PR.
Конечно, есть в работе и недочеты. И они подвергаются жесткой критике со стороны Президента страны.
– Фронт-офис казахстанской экономической дипломатии долгое время не претерпевал изменений. Эффективность работы нижнего уровня оставляла желать лучшего, – считает Сергей Домнин.
Именно поэтому в 2016 году Президент РК призвал реформировать систему, усилив роль МИД. Таким образом, после реорганизации были созданы АО «НК «Kazakh Invest» и экспортная страховая компания KazakhExport. МИД активизировал с ними контакты, как и с АО «ФНБ «Самрук-Казына», нацкомпанией KazakhTourism и другими структурами по организации проводимых за рубежом заседаний деловых советов, «круглых столов» и других мероприятий.
Сейчас перед системой экономической дипломатии Казахстана тоже стоят серьезные задачи. В Национальной инвестиционной стратегии, разработанной на 2018–2022 годы, определены конкретные цели: в течение предстоящих 5 лет необходимо привлечь 52 транснациональные компании в обрабатывающий сектор страны, создать 5 совместных с «якорными» инвесторами предприятий. В стратегически важном документе обозначено также, что до 2020 года доля активов АО «ФНБ «Самрук-Казына», приватизированных иностранными инвесторами, должна достигнуть 33%.