Свежий выпуск

Его «Долгое эхо»

Киностудия «Казахфильм» приступила к завершению фильма «Долгое эхо» Сатыбалды Нарымбетова, начатого мэтром в 2019 году.

В конце прошлой недели на киностудии «Казахфильм» побывали вице-министр культуры и спорта РК Нуркиса Дауешов и председатель Комитета по культуре Акан Абдуалиев, чтобы принять окончательное решение по утверждению режиссера-постановщика незавершенной картины «Долгое эхо» Сатыбалды Нарымбетова, которого не стало 8 июля этого года.

Как сообщил Нуркиса Дауешов, министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова считает, что творческое наследие мэтра казахского кино должны завершить его сыновья. Старший, Аскар-Мухит, – профессиональный кинорежиссер, в курсе этого проекта, который затянулся на пять лет, а младший, Ескендир, – оператор «Долгого эха», работал в нем с самого начала.

– Сатыбалды всю свою жизнь готовил своих сыновей и прививал им любовь к киноискусству. Одного сделал оператором, другого – режиссером. Они не только дети Нарымбетова, но и его ученики, поэтому я уверен, что сыновья достойно завершат начатое дело своего отца, – выразил общий настрой пришедших на встречу с вице-министром кинематографистов драматург Смагул Елубаев.

Напомним, фильм «Долгое эхо» был запущен в производство в начале февраля 2019 года. Общий бюджет картины составил 640 млн тенге, из них в 2019 году в рамках предподготовительного и частично подготовительного периодов съемочной группой было освоено около 240 млн тенге, затем кинопроект был поставлен на консервацию приказом предыдущего руководства киностудии.

Весной 2020 года съемки «Долгого эха» должны были быть продолжены. Однако пандемия внесла свои коррективы в съемочный процесс. Ситуация осложнилась еще и тем, что по задумке авторов съемки картины должны были пройти не только в Казахстане, но и в Венгрии. Однако из-за сложившейся в мире обстановки это не представлялось возможным. Другая проблема – на главную роль ссыльного поляка Адольфа Янушкевича был утвержден гражданин Польши Петр Полак, но у него возникли сложности с получением казахстанской рабочей визы, отсутствием прямого транспортного сообщения и так далее.

В итоге договор между Минис­терством культуры и спорта РК и национальной киностудией был расторгнут, а аванс за съемки «Долгого эха» возвращен в бюджет. В 2021 году была подана дополнительная заявка, после чего вопрос финансирования картины был вынесен на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии, где проект нашел поддержку. Однако режиссер не дожил до этого дня. Теперь картину завершат его дети.

– Мы переговорили со всеми постановщиками фильма, они сообщили, что готовы продолжать работать, – сказал оператор фильма Ескендир Нарымбетов. – Единственное наше дополнение – мы хотим, чтобы режиссер Томаш Тот тоже был привлечен к проекту, так как он стоял у его истоков и знает все нюансы.

«Долгое эхо» – давний замысел Сатыбалды Нарымбетова. Этой картиной он хотел завершить историческую трилогию, начатую им в середине нулевых. Премьера первой части – двухсерийной ленты «Мустафа Шокай», посвященной первому казахскому диссиденту Мустафе Шокаю, состоялась в 2008 году. Байопик «Аманат» о судьбе историка Ермухана Бекмаханова.

«Долгое эхо» рассказывает о Казахстане середины XIX века от лица сосланного в Сибирь на вечное поселение активного участника варшавского восстания против имперской политики России Адольфа Янушкевича (1803–1857 гг.). Попав в Северный Казахстан, он быстро освоился среди казахов, – овладел языком местного населения, изучил быт, обычаи и традиции казахов и даже одевался, как обычный степняк.

«Когда мне случается мчаться по степи на хорошей лошади, я испытываю необъяснимую радость, пою, сердце мое разгорается, растроганный, я вспоминаю мою семью, мечтаю, как во сне моей юности», – писал он в своих дневниках.

Судьба подарила ему здесь, в Казахстане, много интересных встреч. Среди них – встреча с отцом Абая Кунанбаем Ускенбае­вым. Он предстает у Янушкевича совершенно не таким, каким мы его привыкли представлять:
«…Сын простого киргиза, наделенный от природы здравым разумом, удивительной памятью и даром выступать, деловит, он заботится о добре своих соплеменников, великий знаток степного права… он хорошо знает русские уставы… Кунанбай завоевал себе славу пророка, к которому из самых отдаленных аулов спешат за бескорыстным советом и млад, и стар, бедные и богатые… Облеченный доверием сильного рода Тобыкты, избранный на должность волостного управителя, исполняет ее с редкостным умением и энергией».

Все увиденное и услышанное в путешествиях по степи он описывает в своих путевых дневниках и письмах к матери, брату, друзьям. После его смерти они вышли отдельной книгой – «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям». Казахскому читателю ее открыла доцент КазГУ Фаина Стеклова. Найдя ее в одной из библиотек Парижа, она перевела книгу Янушкевича с языка оригинала на русский, а первый перевод на казахский сделал в 1979 году известный журналист Мукаш Сарсекеев.

Путешествие Янушкевича по казахской степи совпало с завершающей стадией восстания последнего хана казахов – ­Кенесары. Это событие и стало ключевым в незавершенном фильме Сатыбалды Нарымбетова «Долгое эхо».

– Замысел у нас с ним такой – встретились два побежденных революционера Кенесары и Янушкевич, – рассказывает соавтор сценария Нурлан Санжар. – Первый вдохновляет пос­леднего жить дальше, но сам он вскоре погибает, а больному Янушкевичу наконец дали свободу, и он возвращается в Польшу, но через два года умирает. После себя он оставляет книгу, рассказывающую о зарождении демократи­ческого движения в Казахстане. Сатыбалды позвал меня соавтором. В последнее время он перестал писать сценарии сам. Считал, что режиссер теряет объективность, но так как он автор замысла, его фамилия стоит впереди.

Автор:
Галия Шимырбаева
10:05 , 30 Июля 2021
0
1847
Подписка

Популярное