Свежий выпуск

Эффективно управлять активами

В Послании народу Президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости серьезно разнообразить конкурентное поле, создать равные возможности для каждого предпринимателя и прекратить монополизацию рынков. При этом Глава государства подчеркнул, что важную роль в развитии равноправной конкуренции играет разгосударствление экономики. О том, как исполняются поручения Главы государства по управлению госсобственностью и как повлиял на результаты период карантина, мы попросили рассказать председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК Бакытбека Ташенева.

Бакытбек Хакимович, расскажите, пожалуйста, о том, как исполняется поручение Президента страны о приостановлении до конца года для малого и среднего бизнеса начисления платы за аренду объектов недвижимости, находящейся в республиканской и коммунальной собственности?


– По данным комитета на 3 ноября, 92% арендаторов госсобственности – владельцев малого и среднего бизнеса – уже воспользовались предоставленной Правительством Казахстана возможностью и подали заявления на приостановление платежей. Из 9 399 действующих, по данным Реестра государственного имущества, договоров аренды республиканской и коммунальной собственности под действие льготы попадают 5 413.

На приостановление начисления платежей за аренду уже подано 4 942 заявления, 4 280 из них по объектам коммунальной собственности, 662 – по респуб­ликанской.

Так что приостановление начисления платежей субъектам МСБ проводится в точном соответствии с поручением Президента страны. Льгота действует на период с 20 июня по 31 декаб­ря 2020 года. На этот же период, кроме того, приостановлено начисление пени на долг по арендной плате, сложившийся у владельцев МСБ на начало действия льгот.

Система заключения дополнительных соглашений проста и работает оперативно. Арендаторам посредством ЭЦП достаточно подать заявку через веб-портал gosreestr.kz.

Вы говорите о результатах второго этапа приостановки аренды за наем объектов госсобственности для владельцев МСБ. Но интересно узнать итоги и первого этапа, который действовал с 18 марта по 19 июня: сколько субъектов МСБ воспользовались льготой и каков размер оказанной гос­поддержки?

– С 18 марта по 19 июня – в первый объявленный Правительством льготный период – возможностью приостановить плату за аренду помещений, находящихся в республиканской собственности, воспользовались 1 023 компании малого и среднего бизнеса, коммунальной собственности – 8 413.

Это позволило им сэкономить на аренде примерно 1,2 миллиарда тенге (300 миллионов по респуб­ликанской и 900 миллионов по коммунальной собственности).

Субъекты МСБ, арендующие площади у акционерных обществ и ТОО с государственным пакетом акций, попадают под действие этой льготы или нет?

– Да, аналогичная работа проведена и ими. 49 из 152 компаний с госучастием имеют собственные помещения. Все 49 организаций также освободили малый и средний бизнес от уплаты аренд­ных платежей с 1 сентября до конца текущего года.

Поясните, в каких случаях владельцы малого и среднего бизнеса могут получить отказ от приостановления начисления арендных платежей?

– Только если наниматель не относится к субъектам МСБ либо арендуемое имущество не является объектом недвижимости.

Льготный период приостановления платы за наем объектов госсобственности длится уже более полугода. За это время у части арендаторов истек срок действия контрактов. Владельцы бизнеса спрашивают: могут ли они рассчитывать на продление или заключение новых контрактов с сохранением мер господдерж­ки (нулевой ставки за аренду) до конца года?

– В соответствии с утвержденными правилами передачи гос­имущества в наем (пункт 6) договор аренды заключается с правом продления срока действия при надлежащем выполнении условий.

Продление срока действия договора осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к основному договору на основании заявления нанимателя. Есть только одно условие: если не менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока договора балансодержатель не предоставил наймодателю письменный отказ от продления срока действия договора с указанием причины отказа.

Дополнительное соглашение к договору заключается в электронном формате на веб-портале gosreestr.kz . В этом случае приос­тановление начисления аренды до конца года для субъектов МСБ будет продолжено.

Некоторые владельцы МСБ переживают, что после Нового года, с восстановлением экономики, сумма приостановленной на льготный период аренды будет доначислена органами госдоходов. Поэтому они предпочитают не пользоваться мерами господдержки. Скажите, возможен такой вариант развития событий?

– Решение о подаче заявок на приостановление платы за аренду объектов госсобственности принимаются субъектами МСБ самостоятельно. Здесь никто ничего и никому навязать не может. Но я думаю, что некоторые субъекты МСБ продолжают платить за используемые помещения, поскольку они не приостанавливали свою деятельность.

Что касается возможного возврата приостановленной аренд­ной платы и мер принудительного взыскания к нанимателям госсобственности, заключившим допсоглашения к договорам аренды, могу заверить: они применяться не будут.

Повлияла ли ситуация с пандемией на завершение второй волны приватизации? 2020 год год завершения Комплексного плана приватизации. Как обстоят дела с его исполнением?

– По состоянию на 1 ноября 2020 года из 864 объектов Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы на продажу было выставлено 535. Продано 503. В том числе: 52 объекта республиканской собственности на сумму 62,2 миллиарда тенге, 251 объект коммунальной собственности на сумму 63,8 миллиарда тенге, 104 объекта нацхолдингов и нацкомпаний общей стоимостью 495,4 миллиарда тенге, а также 96 объектов СПК – 7,3 миллиарда тенге.

Общая цена продажи с начала реализации Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы составила 628,7 миллиарда тенге. 29 объектов находятся на стадии предпродажной подготовки. Сроки реализации 13 из них перенесены на 2021–2024 годы.

В июне текущего года в связи с цейтнотом в мировой экономике и падением цен Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики приняла решение отложить реализацию этих объектов.

Кроме того, 300 объектов из Комплексного плана направлены на реорганизацию и ликвидацию. По 226 из них данная работа уже завершена.

Исполнение Комплексного плана приватизации, включая проданные и направленные на реорганизацию⁄ликвидацию объекты, составляет 92,9%, а с учетом находящихся на торгах – 96,6%.

Однако хоть какие-то объекты госсобственности были проданы за период карантина?

– За период с 16 марта по 1 ноября текущего года реализованы 2 объекта, находившиеся в управлении АО «ФНБ «Самрук-Қазына». 15,25 миллиарда тенге перечислено в доход бюджета. Еще 3 объекта коммунальной собственности и СПК решено направить на реорганизацию и ликвидацию.

Кроме того, за указанный период продано 880 прочих объектов республиканской собственнос­ти – недвижимость, транспорт­ные средства, оборудование – на общую сумму 1,3 миллиарда тенге.

Программа приватизации направлена на то, чтобы к 2021 году государственное присутствие в экономике составляло не более 15%. Насколько реально сократилась доля государства в экономике?

– Согласно данным Министерства нацэкономики по итогам 2015 года, на момент принятия Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы доля государства в экономике составляла 19,1%. По итогам 2019-го – 14,9%. Так что данные свидетельствуют о достижении одного из основных показателей 2-го этапа прог­раммы приватизации.

Вместе с тем в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальнос­ти: время действий» Глава государства дал поручение принять новый план приватизации…

– Правительство приступило к формированию нового плана приватизации на 2021–2025 годы в целях сокращения государственного участия в экономике страны и привлечения частных инвестиций.

Полагаю, что к концу текущего года Правительством Казахстана будет принят соответствующий документ.

Как процесс приватизации может повлиять на улучшение качества управления активами?

– Создание условий для развития частного бизнеса, что должно привести к улучшению качества предоставляемых услуг, увеличению их объема и спектра, а также снижению их стоимости за счет повышения конкуренции – одна из целей проводимой приватизации.

Мировой опыт показывает, что приватизация действительно приводит к снижению издержек, повышению качества управления активами. Частный бизнес, заинтересованный в максимизации прибыли в конкурентной среде, будет расширять спектр услуг и повышать их качество. В то же время передача в частный сектор объектов, требующих значительных расходов на их содержание, снизит нагрузку на государственный бюджет.

Кроме того, в результате приватизации активов государство выйдет из состава их органов управления, придут другие акционеры, что будет способствовать внедрению принципов корпоративного управления. А это необходимо компаниям в первую очередь для привлечения инвестиций и активной работы на других рынках.

Как правило, потенциальные инвесторы больше доверяют «прозрачным» компаниям, то есть с ясной системой принятия решений, построенной на общепринятых в мировой практике принципах корпоративного управления, с внятной дивидент­ной политикой.

В конечном итоге будет усиливаться конкуренция, ожидается улучшение качества, увеличение объемов и ассортимента производимых экономикой товаров и услуг за счет модернизации предприятий. Эти составляющие в целом и формируют улучшение качества управления активами.

Автор:
Марина Демченко
09:39 , 12 Ноября 2020
0
594
Подписка

Популярное