Свежий выпуск

​Эффективный способ развития гражданского общества

Во всех странах, где демократические намерения не опирались на прочный фундамент гражданского самосознания и самоорганизации, стремления к демократизации не достигли успеха.

Классик демократической мысли Алексис де Токвиль подчеркивал: «В демократических странах умение создавать объединения – первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных зависит от прогресса в этой области». Первичные объединения, создаваемые самими гражданами на низовом уровне, по мнению Токвиля, играют для становления и укрепления демократии такую же роль, как и начальная школа для науки. Как нельзя учиться в университете и тем более заниматься наукой, не пройдя обучение по программе начальной школы, также нельзя строить демократию, не имея опыта гражданской самоорганизации.

История подтвердила истинность выводов Алексиса де Токвиля. Нередко стремления к демократизации общества завершались массовыми беспорядками или вооруженными столкновениями между различными социально-политическими группами, отстаивающими противоположные воззрения на пути развития страны. И наоборот, в тех странах, где демократизация опиралась на умение народа к самоорганизации на низовом уровне, на их умение, опираясь на гражданские объединения, взвешенно и толерантно решать свои проблемы, там демократизация протекала обдуманно и системно.

В таких обществах, где слишком низок уровень гражданской самоорганизации и слишком высок уровень политизации, люди очень часто недопонимают или игнорируют последствия таких установок. Первое негативное последствие таких положений – из-за отсутствия понимания необходимости решения своих повседневных проблем на основе самоорганизации люди одновременно лишают себя возможности воспитания в себе гражданской ответственности за свою жизнь. В них сохраняются и даже укреп­ляются инфантильные привычки отказываться от собственной ответственности. Люди с такой привычкой считают, что за все, что происходит в обществе, должна отвечать только власть. Второе, когда люди считают, что все решается только через власть, то они становятся чрезмерно склонными политизировать почти все существующие проблемы, в том числе и бытовые. Но нельзя воспитать ответственных граждан, если люди все свои проблемы делегируют власти, если они не хотят сообща решать свои повсе­дневные вопросы.

Плодотворная работа общественных советов служит подтверждением истины о необходимости прохождения обществом школы гражданского образования, ведь в составе общественных советов в большинстве своем зрелые люди, которые имеют большой опыт граж­данского взаимодействия, опыт решения множества конкретных проблем нашего общества на его различных уровнях.

Могу смело утверждать, что Общественный совет Карагандинской области отличает именно такой состав членов, каждый из которых прошел свой путь гражданского становления, позволяющий им ответственно представлять жителей области при решении их самых насущных проблем. Подтверждением нацеленности Общественного совета Карагандинской области именно на решение жизненно важных для наших людей проблем является перечень вопросов, которые поднимались на заседаниях совета. Так, за последний год нами были подняты и обсуждены такие вопросы, как состояние отопительных сооружений и дорог, обеспечение жителей электроэнергией и АСП, обеспечение должного уровня правопорядка и защиты наших людей от всех видов нарушения их прав. Члены нашего совета не ограничивались работой только в областном центре, а также проводили выездные заседания в городах Жезказгане и Темиртау, в поселках Актау и Жезды, в селе Самарканд. Каждая такая встреча с жителями и представителями местных властей была заранее подготовлена с целью нахождения реальных путей решения застарелых проблем наших граждан.

В прошлом году члены Общественного совета Карагандинской области провели ряд выездных встреч с населением Карагандинской области.

Например, Абильдин, председатель филиала партии «Ак жол»: жители городов Жезказгана и Сатпаева обратились с жалобой на то, что им не предоставляется финансовая помощь из Фонда «Всеобуч». Соглас­но обращениям жителей городов Сатпаева и Жезказгана, они ни разу не получали ни финансовую, ни материальную помощь. Хотя данная финансовая и материальная помощь должна была выделяться ежегодно еще с 2008 года.

Так, постановлением Правительства РК от 25 января 2008 года № 64 утверждены Правила расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообес­печенных семей.

После обращения Общественного совета Карагандинской области из Фонда «Всеобуч» для нуждающихся категорий граждан Жезказгана была выделена сумма в размере 32 393 000 тенге, это примерно на каждого – 26 123 тенге.

Работу в данном направлении Общественный совет продолжит и по другим населенным пунктам Карагандинской области. Также было установлено, что в Жезказгане и Сатпаеве нарушаются права людей с ограниченными возможностями и их индивидуальных помощников.

Несмотря на то что на основании постановления Правительства РК № 302 от 1 июня 2018 года был увеличен размер минимальной заработной платы индивидуального помощника, государственный орган ГУ «Отдел занятости и социальных программ» (городов Сатпаева и Жезказгана) нарушил нормы действующего законодательства РК.

В частности, прокурором города Сатпаева в адрес ГУ «Отдел занятости и социальных программ г. Сатпаев» был внесен акт прокурорского реагирования, в том числе в части нарушения ОО «Сердечное тепло» прав людей с ограниченными возможностями и их индивидуальных помощников. В последующем ОО «Сердечное тепло» перестало оказывать услуги для жителей Сатпаева. Но в Жезказгане ОО «Сердечное тепло» продолжило оказывать услуги.

В связи с этим Общественный совет Карагандинской области инициировал проверку ГУ «Отдел занятости и социальных программ» (городов Сатпаева и Жезказгана) на предмет допущения нарушения норм законодательства РК и прав лиц с ограниченными возможностями и их индивидуальных помощников.

В настоящее время Жезказганский городской отдел занятости и социальных программ провел закуп услуг индивидуального помощника в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе и государственных закупках.

В текущем году ГУ «Отдел занятости и социальных программ города Жезказгана», согласно рекомендации прокуратуры Карагандинской области, заключило трехсторонние договоры возмездного оказания услуг напрямую с инвалидом и индивидуальным помощником.

В Улытауском районе Карагандинской области было установлено, что имеются следующие системные проблемные вопросы: у большинства жителей Улытау­ского района Карагандинской области проблемы с занятостью. Определенная часть населения работает только в государственных (акиматы, отделы полиции и так далее) либо в бюджетных организациях (больница, школы и так далее). В районе отсутствуют производственные предприятия или организации обрабатывающей промышленности. Из-за отсутствия постоянной занятости происходит миграция населения.

В целях снижения количества безработного населения общественным советом было предложено рекомендовать акиму Улытауского района заключать с недропользователями и производственными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность на территории и в том числе на приграничной территории Улытауского района (города Сатпаев, Жезказган и Кызылординская область), меморандумы «о предоставлении рабочих мест населению Улытауского района». Рекомендовать акиму Улытауского района получателей адресной социальной помощи привлекать к участию в государственной программе «Бизнес Бастау» и «Жас кәсіпкер».

Здание отдела по обслуживанию населения Улытауского района филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан по Карагандинской области» (далее – ЦОН) расположено в бывшем здании ветеринарной лаборатории. По словам местных жителей, в бытность ветлаборатории в цокольном помещении данного здания хранились разные химикаты, которые были захоронены там же, что создает угрозу для жизни работников и посетителей ЦОНа. Само здание ЦОНа находится в ветхом состоянии: пол проваливается, отсутствуют водоснабжение и водоотведение, туалет находится на улице.

Общественный совет Карагандинской области обратился в адрес НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» с рекомендацией изменить место дислокации отдела по обслуживанию населения Улытауского района филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан по Карагандинской области» на другое здание, которое соответствует всем требованиям для оказания услуг населению; укомплектовать штат работников отдела по обслуживанию населения Улытауского района филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан по Карагандинской области» специалистом по земельно-кадастровым делам.

Заместитель председателя Общественного совета С. М. Торегельдин подготовил вопросы по ремонту аварийного путепровода, ситуации с незавершенным строительством детского сада на 320 мест и по обеспечению Жезказгана питьевой водой из Эскулинского водозабора. Соответствующие решения по освоению выделенных средств были направлены для принятия мер в департамент по противодействию коррупции и в Министерство сельского хозяйства РК. А также принято обращение по выделению средств для финансирования водовода из Сатпаева в Жезказган.

В 2020 году на ремонт аварийного путепровода из областного бюджета выделено 615 млн тенге, также в текущем году за счет средств областного бюджета планируется завершение строительства детского сада на 320 мест.

Акимом города также приняты меры по выделению из бюджета города в полном объеме средств для завершения строительства и ввода в эксплуатацию детского сада и для ремонта аварийного путепровода. По информации акима города, из местного бюджета в полном объеме выделены средства для выполнения этих работ в 2020 году.

Что касается проблем жителей поселка Актау, то проведена их встреча с начальником антимонопольного управления области. Жителям даны разъяснения по тарифам и стоимости квадратного метра земли.

Обсуждения проблем наших людей в различных регионах области, а также поиск их решений привел нас к выводу о необходимости универсальной методики оценки населением сервиса, предоставляемого государственными органами. Без такой универсальной методики оценки государственных услуг невозможно обеспечить устойчивую обратную связь с населением, а также объективную оценку качества предоставляемых услуг.

Для утверждения демократичес­ких институтов, основы которых нам удалось заложить за годы независимости, нам предстоит еще долгая, тяжелая и обстоятельная работа. Мы должны ясно осознавать, что возведение прочной демократической системы требует терпеливой совместной работы всех казахстанцев. Один из самых известных политологов современности Фарид Закария, сам ставший преданным сторонником либеральной демократии, тем не менее считает своим профессиональным долгом предостеречь всех тех, кто считает, что демократия – это лишь вопрос желаний и нужных политических решений. Как предупреждает Фарид Закария: «Скоропалительные решения и короткие пути не ведут к демократии». К демократии можно прийти, только тщательно выстроив все необходимые общественные институты. А выстроить их можно, только наработав жизненно необходимые навыки ответственного мышления и общественного поведения. По­этому мы должны научиться вести терпеливый диалог друг с другом и с властью. И общественные советы служат одними из механизмов, позволяющих выстроить совместную работу гражданской общественности и государственных органов по дальнейшей демократизации нашего общества.

За годы работы Общественного совета Карагандинской области наработан определенный опыт, и он позволяет нам в дальнейшем содействовать более эффективной организации гражданской инициативы жителей области и выстраиванию плодотворного диалога общества и власти на благо наших людей и нашей страны.

Автор:
Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, председатель Общественного совета Карагандинской области
12:16 , 14 Февраля 2020
0
431
Подписка

Читайте также

Популярное