В ходе заседания был заслушан доклад вице-министра образования и науки РК Рустема Бигари, который акцентировал внимание на проблемах с доступом к качественным сетевым линиям связи в сельских школах. Так, около 130 школ по республике не подключены к Интернету.
– На сегодня 6 894 школы, из них 4 639 (86,9%) сельских подключены к широкополосному Интернету со скоростью 4 Мбит/сек и выше. Цифровые образовательные ресурсы внедрены во всех школах республики на трех языках в онлайн и оффлайн-режимах, оснащены кабинетами новой модификации 5 043 школы, из них 3 514 – сельские, – доложил Рустем Бигари и добавил, что стоит задача обеспечить 100%-ое оснащение сельских общеобразовательных школ современными мультимедийными устройствами.
Он также сообщил, что пересмотрены учебные программы среднего образования, и сегодня 72% школьников обучаются по «обновленке». Кроме того, для 25 352 учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах, где нет школ, местными исполнительными органами организован бесплатный ежедневный подвоз к ближайшей школе и обратно, предоставлены места в пришкольных интернатах.
– С целью поддержки сельских школ в Национальной академии образования имени И. Алтынсарина создан Центр развития малокомплектных школ, в регионах открываются опорные школы с прикреплением к ним средних и старших классов. До 2020 года запланировано создание 200 таких ресурсных центров (2018–2019 учебный год – 181 единица).
Член комиссии мажилисмен Абай Тасбулатов обратил внимание присутствующих на состояние школьной инфраструктуры. По его словам, Министерство образования и науки и региональные акиматы не вносят в системные планы прогноз на строительство и ремонт школ, из-за чего постоянно появляются переполненные классы.
– Из-за отсутствия школ в 1 636 населенных пунктах свыше 25 тысяч школьников не имеют возможности обучаться по месту жительства. Здания школ с истекшим сроком эксплуатации (постройки 1950–1970 годов) постепенно становятся аварийными. На сегодня необходимо провести капитальный ремонт 151 малокомплектной школы, также 13 малокомплектных школ находятся в аварийном состоянии, – сообщил депутат.
Об оснащении учреждений образования системами видеонаблюдения рассказала член комиссии депутат Мажилиса Парламента РК Наталья Жумадильдаева. Она подчеркнула, что в 2018–2019 годах 49% дошкольных учреждений частично оснащены видеонаблюдением, и лишь 8,1% дошкольных организаций имеют полное оснащение камерами видеонаблюдения. По мнению депутата, благодаря внедрению видеонаблюдения в детских садах улучшится качество работы воспитателей и педагогов.
– В первую очередь видеонаблюдение нужно для обеспечения безопасности детей. У родителей есть естественное желание узнать, что происходит в группе, куда они ежедневно отводят ребенка, ведь сам он не всегда может объяснить и понять, не перешла ли воспитательница границы допустимого. Кроме того, видеозаписи позволяют проанализировать поведение ребенка в группе детей, посмотреть, как он выстраивает свои отношения с окружающими, ведь при родителях малыш ведет себя иначе, – сказала Наталья Жумадильдаева.
Касательно государственной политики в этом вопросе депутат отметила: сегодня издан совместный приказ МОН РК и МВД РК, где четко распределены стандарты и требования к камерам видеонаблюдения. Но теперь появился вопрос правового регулирования.
– Мы хотим обратиться к МОН РК, чтобы были разработаны правовые акты, где будет четко прописано не только то, где установить камеры, но и как обеспечить сохранность материала, доступ к нему заинтересованных людей. Например, в России эти нормы четко прописаны в Законе «Об образовании». Хотелось бы, конечно, чтобы Правительство обратило внимание не на количество видеокамер, а на качество, чтобы они отвечали всем требованиям, – добавила Наталья Жумадильдаева.
Деньги на оснащение дошкольных образовательных учреждений выделяются из бюджета местных исполнительных органов. На первых порах будет проведена полная комплектация только камер внешнего наблюдения. Родители, чьи дети ходят в частные детсады, при отсутствии госзаказа и договоренностей с акиматом могут коллективным решением оснастить видеокамерами и внутренние помещения.
Озвученные вопросы взяты на партийный контроль для принятия дальнейших мер по их решению.