В связи с масштабностью и высокими методологическими стандартами первый цикл исследования PIAAC проводился в 3 раунда с участием 39 стран и регионов. Данные каждого собирались в разные годы, тем не менее они сопоставимы между собой.
Как отмечается в международном отчете ОЭСР, 3-й раунд PIAAC отличается тем, что 4 из 6 участниц – страны с уровнем дохода выше среднего, тогда как в целом в исследовании участвуют государства с высоким уровнем дохода.
Казахстан, несмотря на средний уровень дохода, показал неплохие результаты. Доля взрослых, набравших наивысший уровень читательской, математической грамотности, навыков решения проблем, оказался, правда, ниже, чем в Венгрии и США, но выше, чем в Эквадоре, Мексике и Перу. Кроме того, республика достигла уровня некоторых стран с высоким уровнем дохода, например, по математической и читательской грамотности – Испании, по читательской – Италии.
– Развертывание новой экономической политики не может быть осуществлено без человеческих ресурсов, обладающих навыками высокого порядка. То есть конкурентными на международном рынке труда, востребованными, обладающими передовыми знаниями и технологиями. PIAAC наглядно продемонстрировал, какую диспропорцию в квалифицированных кадрах мы сегодня имеем, – сообщила в ходе брифинга вице-министр образования и науки Шолпан Каринова.
Неквалифицированные работники в странах ОЭСР имеют такой же набор навыков, что и в Казахстане – разница статистически незначительна. Однако она удваивается, как только гражданин страны ОЭСР начинает приобретать квалификацию, и возрастает в 16 раз у квалифицированных работников.
При этом разрыв между неквалифицированным и квалифицированным персоналом в Казахстане в 3 раза меньше, чем в странах ОЭСР. Причины могут быть разными. Возможно, курсы повышения квалификации, тренинги и другие доступные инструменты неформального образования слабо работают в Казахстане, не давая большого прироста в компетентности. Либо взрослые граждане нашей страны не так мотивированы к наращиванию своих навыков или не имеют соответствующей возможности.
Резюмируя выступление, вице-министр подчеркнула, что необходимо учитывать специфику труда взрослых.
– В этом контексте видится необходимость усиления роли вузов как точек роста и распространения лучших практик и навыков для населения. Необходимо активно прорабатывать вопрос содержания и организации обучающих курсов. Для этого у них есть все необходимое, – добавила Шолпан Каринова.
PIAAC считается наиболее полным международным сопоставительным исследованием по оценке читательских, математических и навыков решения задач в высокотехнологичной среде. Эти навыки называют «ключевыми компетенциями по обработке информации», важными для любого человека как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности.