В областном управлении образования признают, что профориентационная работа требует корректировки. Если систему взаимодействия работодателей с колледжами и вузами более-менее скорректировали и дуальное обучение приносит реальные результаты, то в части массовой вовлеченности школьников в этот процесс пока есть проблемы. Для устранения существующих пробелов и создаются новые площадки. В частности, на базе одного из промышленных предприятий области был проведен форум «Машиностроение», к участию в котором были приглашены представители госорганов, директора колледжей, вузов и школ Костаная и области.
Как отметила руководитель территориального объединения профсоюзов Екатерина Смышляева, на этапе среднего образования мы теряем очень много талантливых ребят.
– Когда проводили опросы школьников, выяснили, что ребята хотят работать на современных производствах. А поскольку наш регион приграничный, некоторые ориентированы на соседей. Не все знают, что у нас тоже есть современные производства.
К примеру, по данным управления образования Костанайской области, сегодня специалистов в области транспорта и машиностроения готовят 9 колледжей области, еще 11 – работников для предприятий сельского хозяйства, в том числе механизаторов, а также специалистов по ремонту техники. В общей сложности эту сферу деятельности сейчас изучают около 7 тыс. студентов. При этом костанайские автопредприятия испытывают сильнейший кадровый голод. К примеру, в нынешнем году на автомобильном производстве планируют выпустить от 20 до 25 тыс. единиц техники, включая автобусы. Это в два раза больше, чем в 2018-м. Но на пути этих планов стоит острая нехватка рабочих рук. Проблему пытаются решить, обучая персонал в рамках краткосрочных курсов.
Школьникам о профессиях начинают рассказывать слишком поздно. Профориентационная работа начинается лишь в 7–8-х классах. Да и агитируют поступать на те или иные специальности чаще формально. Никакой наглядности, атмосферы. Предприятия в этом процессе задействованы слабо. Экскурсии на производства потеряли свою популярность.
– Остается вопрос именно профилизации, – отметила заместитель руководителя управления образования Костанайской области Ольга Киселева. – Одно дело, когда ребенок целенаправленно идет в конкретный колледж, потому что хочет учиться именно по этой специальности. И другое – когда ребенок вынужден прийти в учебное заведение, чтобы получить хоть какую-то профессию.
Другими словами, есть проблема осознанного выбора жизненного пути. Поэтому Министерство образования и науки РК начало работу над созданием единой системы работы в сфере профессиональной ориентации школьников. Планируется, что в зону внимания попадут учащиеся 5–6-х классов, которые уже чем-то интересуются, имеют определенные достижения в образовательной деятельности. И уже исходя из тех предметов, к которым у ребенка есть интерес, ему будут предлагать спектр потенциально интересных ему специальностей.
– Более половины крупных предприятий готовы к допуску школьников на производство в рамках экскурсий, – отметила Екатерина Смышляева. – Думаю, то же самое можно сказать и о предприятиях среднего бизнеса. Квазигоссектор априори идет навстречу. Ситуация с дефицитом кадров усугубляется, поэтому не думаю, что столкнемся с сопротивлением со стороны работодателей в проведении профориентационных площадок.
Именно кадровый голод подталкивает производителей открывать двери для потенциальных сотрудников. Глава объединения профсоюзов Костанайской области отметила, что в текущем году в регионе планируется несколько профориентационных форумов на самых разных площадках.
Работодатели высказывают предложения о введении дней открытых дверей для школьников.
Итогом форума стало подписание меморандума о сотрудничестве между всеми заинтересованными сторонами. Стороны планируют совместно работать в части прогнозирования потребностей рынка труда, совместной разработки учебных программ и методических материалов, развития дуальной системы обучения.