Цифра прозвучала из уст советника министра образования и науки по вопросам охраны прав детей Раисы Шер на недавней расширенной коллегии ведомства. Мало того, то же исследование показало, что около 75% взрослых поддерживают применение телесных наказаний, чтобы контролировать поведение детей в семье. А количество преступлений в отношении детей в прошлом году составило свыше 2 000 с ростом в Актюбинской, Туркестанской, Северо-Казахстанской областях, в Шымкенте и Астане. Стоит ли после этих цифр задаваться вопросом, откуда берутся школьные тираны, издевающиеся над сверстниками и ребятишками из младших классов?
Нередко в школах, в госорганах инциденты замалчивают, закрывают глаза на вопиющие факты.
– Не выдерживает никакой критики деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на местах, – констатирует Раиса Шер. – Анализ показал, что они не принимают необходимые комплексные меры по обеспечению охраны прав и интересов ребенка. Недопустимым фактом стало, к примеру, то, что в Мангистауской области в 2018 году не проведено ни одного заседания этого коллегиального органа. Как можно в таких случаях оценивать работу заинтересованных органов, на которые возложены серьезные задачи по благополучию ребенка и его семьи!?
Не меньшим злом, чем замалчивание, стали приписки. По данным Национальной образовательной базы данных (НОБД), 82,8% наших детей заняты в кружках, секциях, занимаются в музыкальных и художественных школах. На самом деле картина не такая радужная, ведь если бы эта цифра была правдивой, не было бы у нас тех 5 тыс. несовершеннолетних, состоящих на учете, и не увеличивалось бы число преступлений среди подростков: в Алматы – на 33,5%, в Кызылординской, Мангистауской областях и Астане – на 18% и так далее. На самом деле охват дополнительным образованием ниже республиканского уровня наблюдается, к примеру, в Туркестанской (54,9%), Кызылординской (59,3%) областях, в Астане (53,1%) и Шымкенте (55,5%).
Какие меры принимать в этой ситуации? Необходимо, и с этим согласны в МОН РК, заняться повышением квалификации школьных психологов, и в нынешнем году переподготовкой будут охвачены более 2 тыс. специалистов, в последующие годы работа продолжится. Как считают сами психологи, школьный психолог не должен сегодня решать педагогические проблемы, повышая интерес к изучению предметов, ведя воспитательную работу за классного руководителя, что нередко наблюдается в школах, а призван заниматься своей, сугубо профильной работой.
Необходимо создать целостную систему семейного просвещения – еще одна задача. С января 2018 года в ряде регионов офисом ЮНИСЕФ в Казахстане совместно с уполномоченным по правам человека в РК, уполномоченным по правам ребенка в РК и при содействии Комитета по охране прав детей МОН РК ведется коммуникационная кампания «Услышь! Поговори! Обними!» по профилактике насилия в отношении детей. Ее основная цель – изменение негативных социальных норм, установок, поведения и методов, практикуемых родителями и обществом в вопросах воспитания детей. Частью этой кампании стала стартовавшая в текущем феврале инициатива в сети Instagram «Марафон позитивного родительства», в рамках которой популярные казахстанские мамы и папы в течение года будут делиться своими историями и опытом воспитания детей.
Не нужно сбрасывать со счетов родительские собрания. Школы практикуют проведение собраний по субботам, чтобы не отвлекать мам и пап от работы. Правда, большинство взрослых по-прежнему игнорирует посещение школы раз в четверть. Выходит, самих родителей нужно еще воспитывать. Как и педагогов учить тому, как содержательно, а не для галочки проводить собрания.
…А школьных инспекторов, которые нередко не доходят до школ, – контролировать. По словам министра образования и науки Ерлана Сагадиева, теперь их приход и уход должен отмечать директор школы, а по имеющимся информационным системам следить за их работой будут и в МВД. Пересмотрят все дела комиссий по делам несовершеннолетних за несколько последних месяцев, особенно те, по которым был отказ, но не для того, чтобы сломать судьбы ушедшим от наказания, а принять меры профилактического характера. Давно назрела необходимость пересмотра функций и полномочий комиссий, усиления отделов опеки в органах образования на всех уровнях. Пора браться за создание комиссий по примирению детей или служб школьной медиации, которые вполне могут стать одним из инструментов урегулирования школьных конфликтов.
Работе с трудными детьми призвана помочь организация школьных и дворовых клубов, спортивных секций, и в этой работе МОН РК надеется на тысячи студентов-волонтеров, армию которых собираются сформировать в стране. Кроме того, обеспечить занятость школьников поможет подушевое, персонифицированное финансирование дополнительного образования, по крайней мере, о разработке методологии и внедрении такого финансирования уже говорят с трибун.
Требуется более ответственно подходить к профилактике социального сиротства. В стране 15 тыс. детей живут в неблагополучных семьях, 214 тыс. – в малообеспеченных, еще свыше 5 000 детей – в казенных учреждениях, в 2018 году более 2 000 родителей лишены родительских прав. За последние 5 лет не поставлены в очередь на получение жилья 265 детей-сирот в Восточно-Казахстанской (74), Северо-Казахстанской (62), Карагандинской (21) областях, в половине регионов выявлен ряд нарушений права наследования, не принимаются меры по сохранности имущества детей-сирот. Нужно понимать, что кто-то из этих детей может пополнить ряды как несовершеннолетних правонарушителей, так и в будущем безответственных родителей, если вовремя не решать их проблемы, оставаться равнодушными к их судьбе. Потому актуальной остается разработка критериев оценки эффективности работы акиматов, а также рейтинг акимов, обеспечивающих права детей.