Свежий выпуск

Через годы, через расстояния…

История сохраняется в архивах. И оживает, когда ученые, исследователи и просто патриоты своей страны начинают разговор с прошлым, поднимают бумаги, изучают кипы документов. Благодаря таким неравнодушным энтузиастам приоткрывается завеса тайн, скрытых в веках, занесенных паутиной времени, припорошенных пылью на надгробных плитах. Одним из таких людей является известный краевед Ерлан Мустафин. Его очерки о великих людях прошлого, написанные по архивным данным, полюбились многим и пользуются спросом. Знали ли вы, что Кунанбай кажы построил мечеть? А может, знаете, кто был первым имамом в ней? А хотите познакомиться с потомками купца Бекметева, о котором в романе «Путь Абая» упоминает Мухтар Ауэзов? Тогда присоединяйтесь, рассказывает Ерлан Мустафин.

168 лет назад, в 1851 году, в доме Хамита Бекметева в Каркаралинске прошел той в честь открытия мечети Кунанбая кажы, где собрались знатные люди Каркаралинского округа. Но обо всем по порядку…

Назад в прошлое

Мечеть Кунанбая кажы была открыта в 1851 году. Первым имамом новой мечети был назначен Хасен ахун. В то время старшим султаном Каркаралинского округа был Кунанбай Оскенбайулы. Довольный назначением Хасен ахун, выражая признательность, благословил мырзу Кунанбая. Этот исторический момент в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» повествуется так: «Первую и единственную мечеть в Каркаралинске и во всем округе начали строить на средства Кунанбая еще в прошлом году. Сегодня она должна быть освящена. Муллы в городе и знатные старейшины в аулах не переставали восхвалять Кунанбая за эту мечеть.

Два дня назад у Кунанбая побывал сам имам – мулла Хасен Саратау, благорасположенный к казахам. Он тоже сказал свое слово:

– Из простого народа ты вышел в ханы… В Коране мечеть названа «жилищем бога». Ты воздвиг дом вседержателя среди темного, непросвещенного народа – и тебя возлюбит создатель!

И он благословил Кунанбая при всем многолюдном собрании старейшин. За такую похвалу и почет имам перед отъездом получил от ага-султана лошадь и верблюда».

…После того как был прочитан первый намаз в новой мечети, народ собрался дома, где остановился Кунанбай Оскенбайулы. Это был «Дом под зеленой крышей» татарского купца Хамита Бекметева (после он перешел его сыну, известному купцу Халиулле Бекметеву). В этом доме был устроен той в честь открытия мечети. Вот как об этом пишет Мухтар Ауэзов в романе-эпопее «Путь Абая».

«Когда он (Абай. – Е. М.) подошел к дому, гости, проголодавшие­ся за время продолжительного намаза, уже сидели за угощением.

Во дворе, полном оседланными лошадьми, не было никого, кроме слуг и людей, занятых стряпней. Серебристая пыль ночного инея покрывала коней в богато украшенных сбруях; тихо поскрипывали полозья легких нарядных санок. Кое-где на облучках клевали носом конюхи, укутанные в овчинные тулупы.

Прямо против крыльца большого деревянного дома помещалась отдельная кухня. Дверь ее то и дело хлопала. Жигиты, только что сидевшие у Майбасара, один за другим выносили блюда с горячим, дымящимся мясом... Направо была большая комната, где сидел Кунанбай. Оттуда доносился громкий, оживленный разговор Алшинбая и майора, прерываемый взрывами общего хохота. Алшинбай в ударе – он так и сыплет крылатыми словами, вызывая смех всех присутствующих.

Комната напротив входа тоже битком набита гостями, сидящими тесным кругом. Это преимущественно городские купцы – татары, казахские баи. В самом центре сидит имам новой мечети – мулла Хасен...»

Каркаралинск – Алматы

В Алматы мы прибыли вместе с молодым каркаралинским крае­ведом Тарасом Винтоняком. Цель поездки – поиск архивных до­кументов в Центральном государственном архиве РК и посещение могил известных каркаралинцев, похороненных в Алматы. И это нам удалось! Работа в архиве дала свои результаты, и мы нашли много интересного о прошлом Каркаралинска.

Также в Алматы мы побывали в гостях у правнучки вышеупомянутого каркаралинского купца Хамита Бекметева – Жамили Камаловны.

В назначенный день за столом собрались потомки каркаралинцев. У каждого из них история семьи, достойная описания. Главный редактор республиканской газеты «Қазақ үні» Култолеу Мукаш родом из Акшатауской волости Каркаралинского уез­да, но живет и работает в Алматы. Автор книг «Сенің терезең», «Боз жауын», «Біз білмейтін Құдайберген», «Хан Кене рухы», «Әуестік әлемі», «Ұзақ бұралаң жол», «Салбыруын», «Ақдариға» и переводов на казахский язык романа французского писателя Луи Жаколио и нескольких рассказов Джека Лондона.

Арман Турсунбаевич Асенов – потомок известного в Каркаралинском уезде Габдулгазиза Излярова. Габдулгазиз кожа был ишаном, жил в Каркаралинске. Потомок ишанов Арман Асенов – известный казахстанский киноактер и продюсер. Он сыграл в более 20 фильмах («Абулхаир-хан», «Чингисхан», «Сага древних булгар», «Казахское ханство» и др.). Кроме того, он является продюсером более 20 фильмов («Путь Лидера», «Казахское ханство» и другие).

Галина Августовна Коренчук – внучка известного общественного деятеля и педагога Павла Петровича Белдыцкого. В Каркаралинск Павел Петрович Белдыцкий приехал в 1901 году после окончания Петровско-Разумовской сельхоз­академии как агроном.

Карлыгаш Мусакызы Исатаева – правнучка известного в Каркаралинском уезде бая Адамбая Шолакова. Жил Адамбай и его братья (их было пятеро братьев) в Акшатауской волости Каркаралинского уезда.

Запах родной земли

И конечно же, хозяйка дома Жамиля Камаловна рассказала собравшимся о своих корнях:

– Мой прапрадед Хамит и его брат Жагфар первые, кто из Бекметевых поселились в Каркаралинске. Хамит был купцом, имел большое влияние и был уважаем в Каркаралинском крае. Видимо, поэтому старший султан Каркаралинского округа Кунанбай Оскенбайулы останавливался у него дома и организовал той в честь открытия мечети именно у него. От Хамита родился мой прадед – известный купец Халиулла Бекметев. Халиулла бабай за благотворительную деятельность в 1888 году получил от императора Алекандра III серебряную медаль на Станиславской ленте, а в 1904 году был награжден Николаем II золотой медалью на Анненской ленте. Он пожертвовал деньги на строительство мечети в Санкт-Петербурге. Умер Халиулла бабай в 1905 году, похоронен в Каркаралинске. Когда было открытие мечети в Каркаралинске, то Халиулле бабаю было 22 года. Я очень благодарна профессору-библиографу университета штата Индиана (США) Акраму Хабибуллаеву. Высокого уровня специалист арабского языка, он единственный кто смог перевес­ти надпись на памятнике Халиуллы бабая.

Халиулла Бекметев и его четвертая жена, прабабушка Жамили Камаловны Гайни Шонбайкызы, были радушными хозяевами, поэтому именитые люди не только Каркаралинского уезда, но и Семипалатинской области останавливались в их доме. Здесь собирались представители передовой казахской интеллигенции, ведь дочери Бекметевых были замужем за видными деятелями движения «Алаш».

Мой дедушка Мухаммед-Мухтар сын Халиуллы был купцом, – продолжает свой рассказ Жамиля Камаловна. – Хочу с вами поделиться семейной легендой, которую мне рассказала тетя Камиля (дочь Мухсина Халиулловича Бекметева). Оказывается, в подвале дома была кухня. Как-то женщины-работницы просеивали муку. Мой дедушка Мухаммед-Мухтар, будучи ребенком, бегал по кухне и играючи засунул руку в мешок с мукой. Женщины наперебой стали говорить моей прабабушке: «Гайнике, Ваш сын стал уже большой, в честь этого Вам надо устроить той». И прабабушка весь мешок муки поделила между женщинами-работницами… Дедушка умер молодым, и весь капитал деда перешел в руки советской власти.

Отец Жамили-апай родился в Каркаралинске в 1912 году. После окончания школы 2-й ступени он работал в Ликбезе колхоза «Жанажол» Кувского района. В 1931 году поступил в Казахский государственный медицинский институт. Он был одним из первых студентов этого института. Но он не смог продолжить учебу, так как поступило заявление от девочки-сироты, которую он даже не знал. В заявлении было написано, что он сын бая. И в 1931 году его отчислили. Поз­же он окончил рабфак САГУ и ­КазПи им. Абая, и всю оставшую­ся жизнь занимался преподавательской деятельностью…

– Отец часто вспоминал о голоде 1930-х годов. Особенно рассказывал одну жуткую историю, как при выезде из Каркаралинска увидел лежащего старика, который был одет очень богато. На нем была лисья шуба, на голове добротный малахай, серебряная трость лежала недалеко от него. По словам отца, этот человек вышел в поисках пищи в путь, но по дороге умер от голода, – рассказала она.

Всех людей из этого рассказа связывает Каркаралы – земля, богатая на события, которые в свое время повлияли на историю всего Казахстана. Сколько еще таит в себе этот край неизвестных страниц, которые необходимо открыть и прочитать, чтобы знать свое прошлое, без которого нет будущего…

Автор:
Злата Белая​
11:43 , 11 Января 2019
0
389
Подписка

Популярное