Бюджету нужна дисциплина Свежий выпуск 19 января 2021 г. 8:43 1310 Гуляим Тулешева – Рахат Кельдибаевич, почему мы сегодня говорим о бюджетной дисциплине, она хромает?– В любой сфере дисциплина является ключевым условием успешного развития, а уж в бюджетно-финансовом процессе она составляет основу основ. Почему о ней говорим? Потому что через бюджетный механизм реализуется вся социально-экономическая политика государства, а утрата государственного контроля за поступлениями и расходованием бюджетных средств, отсутствие детального учета этих средств приводят к ослаблению этой самой дисциплины и безответственному отношению к ней на всех уровнях государственного и общественного устройства. – Какие нарушения и кем чаще всего они допускаются в бюджетно-финансовом процессе? – Среди наиболее характерных для всех государственных органов в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета называют нарушения при ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В своем отчете за 2020 год министр финансов Казахстана сообщил, что аудитом охвачено более 1 трлн тенге бюджетных средств, при этом установлены финансовые нарушения на 251 миллиард тенге. На 237 миллиардов тенге нарушения устранены – поставкой товаров, оказанием услуг и выполнением работ, возмещением в бюджет и отражением по бухгалтерскому учету. Одна из причин нарушения бухгалтерского и финансового учета и отчетности непосредственно касается кадрового вопроса. В подавляющем большинстве государственных учреждений имеется один-два бухгалтера, на которых возложены обязанности по налогам, бюджету, бухучету, госзакупкам, масса должностных инструкций. Таким образом, из-за высокой нагрузки при достаточно жестком финансовом контроле, частых изменений в нормативно-правовые акты, низкой мотивации многие бухгалтера не задерживаются и уходят. Между тем в условиях, когда через республиканский уровень перераспределяется около трети ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета могут дестабилизировать экономику. Большую роль в управлении государственными финансами играет Казначейство, которое ежегодно предотвращает нарушения на миллиарды тенге на предварительном этапе, что гораздо лучше, чем впоследствии выявлять ошибки распорядителей бюджетных средств органами финконтроля, привлекая должностных лиц к ответственности. – Кстати, какую ответственность несут должностные лица за нарушение бюджетной дисциплины? – Следует отметить, что в действующем законодательстве прямо не предусмотрено понятие нарушения бюджетной дисциплины. Практика показывает, что если в НПА не предусмотрен запрет или другие ограничения на определенные процедуры, то даже откровенно негативный результат принятых решений не может считаться правонарушением. А раз так, то и отсутствие прямых норм по порядку использования бюджетных средств – прямой путь к коррупции. Так, в действующем законодательстве не отражена ответственность должностных лиц за неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств, несоответствие расходов решениям маслихатов, несоблюдение требований о пропорциональном финансировании бюджета, непредставление отчетов или других сведений, связанных с исполнением бюджета, за нецелевое использование бюджетных средств и за недостижение запланированных результатов.Даже самое распространенное понятие – нецелевое использование бюджетных средств – и то не конкретизировано в НПА. Хотя к таким нарушениям можно отнести и направление бюджетных средств на банковские депозиты, и приобретение активов, непредусмотренных утвержденным бюджетом. Сюда же можно отнести оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств, заключение ГПС без регистрации в органах казначейства, использование трансфертов не по целевому назначению, расходование средств без наличия подтверждающих документов, недостача ТМЦ, приобретенных за счет бюджета… В КоАП определена ответственность, например, за неэффективное планирование и (или) неэффективное использование бюджетных средств, незаконные действия должностных лиц государственного учреждения и государственного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) по принятию денежных обязательств за счет средств государственного бюджета, но этого недостаточно. – А какие меры, на Ваш взгляд, необходимы для укрепления финансовой дисциплины? – В первую очередь ответственность за нарушения бюджетного законодательства должна быть более четкой. Как и следование политике сдерживания роста государственных расходов. Нерациональные расходы становятся неподъемным бременем для государства и дополнительным источником финансовой нестабильности в стране. При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, которые могут повлечь рост неэффективных расходов, иждивенчество. К примеру, на сегодня в процессе планирования и исполнения бюджета имеется скрытая форма неэффективности использования бюджетных средств, когда заключенные многолетние договоры на основе госзакупок поступают в первый год на регистрацию в органы Казначейства, в последующие годы по этим объектам не в полном объеме выделяется финансирование, а то и вовсе в бюджете средства не закладываются в течение ряда лет. Затем через год или два происходит выделение дополнительных средств на корректировку проектно-сметной документации, что в итоге приводит к увеличению стоимости объекта. Кроме этого, существуют различные консалтинговые, имиджевые услуги с сомнительной эффективностью. Считаем необходимым ввести нормы, определяющие приоритетное планирование местными исполнительными органами ранее принятых обязательств, как на уровне представления заявок, так и на уровне рассмотрения и утверждения бюджетов. Так как при заключении многолетних договоров госучреждения не всегда придерживаются принципа последовательности. Также, по нашему мнению, необходимо ужесточать ответственность, вплоть до уголовной, за неправильное планирование, приведшее к дополнительным затратам государства. Требует решения и кадровый вопрос, поскольку в вузах нет углубленной подготовки специалистов в области государственных финансов и государственных закупок. Свою роль в бюджетном процессе сыграло бы умелое использование зарубежного опыта. К примеру, в Южной Корее национальная информационная система по управлению госфинансами dBrain охватывает все операции государственного бюджета – от первичного бухучета до консолидации с финансовой отчетностью. Внедрение такой системы позволило практически исключить нарушения в бухучете и отчетности и перенаправить усилия на аудит эффективности. Учитывая сказанное, мы можем быть уверены: без выработки четких единых понятий бюджетной дисциплины, классификации случаев ее нарушений, а также соответствующей административной и уголовной ответственности за данные нарушения вся работа по ежегодному исполнению бюджета будет неэффективной.
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
12 апреля 2024 г. 19:00 Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
12 апреля 2024 г. 18:17 Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
12 апреля 2024 г. 14:48 Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
12 апреля 2024 г. 17:01 Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве