Взаимоотношения между государством и гражданином являются важными составляющими правового государства. В таких взаимоотношениях главным является их взаимная ответственность. Человек должен отвечать за свои действия, а государство в свою очередь во исполнение своих обязательств обеспечивает народу лучшее качество жизни и безопасность. Все виды деятельности, регулируемые государственными органами, должны быть гарантированы государством на предмет качества и добропорядочности.
Как отметил руководитель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев, «построение сервисного государства возможно на основе прагматизма, принципов добропорядочности и открытости».
На сегодня существует настоятельная потребность в упорядочении и систематизации целостной концепции ответственности государственных органов перед гражданами. От каждого человека требуются соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.
Немаловажным фактором формирования государства, ориентированного на улучшение жизни общества, является признание юридической ответственности должностных лиц за регулируемый участок.
Для этого необходимо совершенствование нормативной базы, которое обеспечит эффект соблюдения принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и гражданина, когда взамен оплаты налогов граждане могли бы потребовать от власти соблюдения своих интересов.
Понятие «бюджетное обязательство» должно рассматриваться шире. Если в прямом понимании предусматриваются денежные обязательства государственных органов перед населением по социальным выплатам, перед поставщиками за поставленные товары, работы и услуги, перед внешними кредиторами за государственный долг и т. д., то необходимо рассматривать и бюджетные обязательства государственных органов, которые должны заключаться в эффективном управлении и регулировании закрепленного участка экономики или права. Соответственно, некачественная работа определенных государственных органов будет свидетельствовать о невыполнении бюджетных обязательств перед обществом.
Госорганы, содержащиеся за счет государственного бюджета, наделены определенными полномочиями и функциями на регулирование определенной сферы жизнедеятельности общества. От качества их работы зависит благополучие населения и государства в целом.
Во главу угла нужно поставить обязанность госорганов по предоставлению государственных услуг обществу, а уже потом права на реализацию обязанности, а не наоборот. Мера принуждения должна быть крайней мерой.
Если мы признаем юридическую ответственность за регулируемый участок, тогда будем вынуждены признать постоянное ответственное состояние. Каждый государственный орган в таком случае может оцениваться, насколько он успешно и ответственно относится к порученному делу, добился общественно значимых результатов. Если подобная оценка будет дана правом, то она будет выражаться в констатации правомерного либо противоправного поведения, что приводит к юридической ответственности.
Основы экономики любой страны изначально формируются на полях, пастбищах и в рабочих цехах, а задача государственных органов состоит в их эффективном регулировании. Государственные услуги должны пойти в село, в малые города. Мультипликативный эффект будет огромный, в том числе социального, миграционного и экономического характера.
Необходимо продумать вопрос о возвращении широкого присутствия представительств центральных органов и национальных холдингов в сельскую местность, где проживают свыше 40% населения страны.
Преследуя цель оптимизации расходов, упускается человеческий фактор, а именно потребности населения и сельского бизнеса на получение на местах государственных услуг, начиная от сельскохозяйственных кредитов и заканчивая сдачей экзаменов на вождение трактора, которые можно получить либо в областном центре, либо в столице.
Все сделано для удобства чиновников областного звена, любые разрешительные процедуры решаются на областном уровне. Конечно, население будет стремиться переезжать в города, а фермерам остается только вынужденно преодолевать расстояния и бюрократические процедуры.
Если на районном уровне представлены почти все силовые структуры, то «сервисные» государственные органы практически отсутствуют на селе.
К оптимизации расходов на районном уровне нужно подходить осторожно, предварительно изучив укомплектованность кадрами, существующие бизнес-процессы, включая всякие разрешения и лицензии, обеспеченность Интернетом, качество нормативных правовых актов и т. д.
Лучше оптимизировать денежные довольствия квазигосударственного сектора, имеющего многоступенчатую вертикаль управления, ведь неправильно, когда топ-менеджеры национальных холдингов получают заработную плату и бонусы больше, чем Президент или Премьер-министр, руководители подведомственных АО, больше, чем министры, руководители подведомственных ТОО, больше, чем акимы и т. д. Давно пора для них создать единую сетку выплат по примеру государственного аппарата.
Если обращать внимание на соотношение количества служащих к населению в развитых странах, то нужно принимать во внимание и состояние дорог в сельской местности, связь, инфраструктуру, условия жизни и функционирования, и в целом структуру экономики и общественный строй.
Манипуляция различными государственными органами зарубежным опытом приводит к гибридной модели развития определенной отрасли и экономики в целом.
Если добыча или культура возделывания основывается на опыте одних стран, переработка – на вторых, транспортировка, хранение и логистика – на третьих, а рыночная реализация – на опыте других стран, то это слепое копирование отдельных сегментов приведет к неэффективности в целом. Лучший опыт нужно изучать и перенимать, но перенимать системно, начиная с экономической модели развития отрасли.
Взаимная ответственность государства и личности является единственно возможным вариантом существования здорового и крепкого общества. Этим достигается законность всех происходящих действий в стране. Порядок начинается с ответственности каждого человека за поступки.
О создании сервисного государства не раз говорил Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев.
На недавней встрече с участниками Президентского молодежного кадрового резерва Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал: «Общая цель всех этих нововведений – быть ближе к людям. По сути, речь идет о сервисной модели деятельности государства. Казахстану тоже необходима новая модель государственного управления, адекватная запросам общества, эффективная и справедливая».
Ответственность государственных органов перед гражданами – основа безопасности и порядка в стране.