Свежий выпуск

Будущий портрет казахстанца

В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в Нур-Султане проходят форсайтные исследования. Главная тема первой сессии – «Формирование образа казахстанца будущего».

Форсайт-методолог, эксперт по организационному развитию ТОО «Global Futures Kazakhstan» Олег Мецик поделился мнением о первых результатах исследований.

– Олег Игоревич, Вы были одним из модераторов форсайт­ной сессии на тему «Формирование образа казахстанца будущего». Какие промежуточные выводы можно сделать по итогам этой сессии?

– Пока итоги подводить рано. Сейчас идет систематизация, и в ближайшие две недели будут представлены материалы для экспертов, чтобы они подтвердили: в правильном ли направлении мы движемся.

Мы выделили основные тренды, которые, по мнению экспертов, ближайшие 10 лет будут определять портрет казахстанца. Например, выделили тренды, связанные с тем, что города развиваются быстрее, чем села. Второй ряд трендов связан с рос­том патриотизма. Это выражается, в частности, и в количестве людей, обучающихся за рубежом и стремящихся возвратиться в Казахстан. Также мы видим ряд трендов из области кардинально меняющейся системы образования. Один из ключевых, как зафиксировали эксперты, связан с тем, что в ближайшие 5–10 лет увеличится количество индивидуальных программ образования. И многие будут получать знания и навыки не только в стандартных учебных заведениях, но и активно станут использовать дополнительные курсы, которые помогут им быст­рее подготовиться к жизни.

– Каких трендов современ­ности нужно опасаться, а каким, наоборот, доверять?

– Я бы выделил две главные вещи, которых нужно опасаться. Это радикализация, связанная с восприятием религии, поэтому всегда нужно иметь взвешенную позицию по всем вопросам веры. Второе, чего следует опасаться, – это инфантилизация. Сейчас видно, что многие люди боятся брать на себя ответственность. А это мешает человеку реализовывать свой потенциал.

А если говорить о том, на какие тренды делать ставки, то эксперты сессии сошлись во мнении, что в будущем будут востребованы люди, которые владеют как минимум четырьмя базовыми компетенциями. Первая – цифровая. Вторая – эволюционная, связанная с умением человека встроить себя в мир. Далее – эмоциональная компетентность. Речь о людях, которые умеют строить отношения, способны коммуницировать, могут собрать команду и воодушевить ее. И четвертый навык, который нужен казах­станцу будущего, – это умение работать в неопределенности. Мы ее назвали инновационной грамотностью. То есть это способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям и переобучаться с учетом новых вызовов.

– Как Вы оцениваете молодежь Казахстана?

– Видно, что молодежь сейчас уделяет большое внимание знаниям. Посмотрите сами: сейчас очень востребованы Назарбаев­ Интеллектуальные школы и различные гимназии с высоким уровнем образования. Также я знаю очень много людей, которые открывают дополнительные курсы по шахматам, математике, логике и так далее. Значит, на эти школы спрос есть. Это говорит о том, что в будущем потенциал казахстанской молодежи будет очень высоким.

– В сельской местности возможности для получения образования несколько ограничены. А ведь важно, чтобы уровень интеллекта был высоким повсеместно. Исходя из этого, каким Вы видите образ казахстанца будущего в городах и селах страны?

– Соглашусь, что уровень образования в сельской местнос­ти уступает городскому. Но мы думаем, что если в течение года казахстанцы приспособятся к удаленной системе образования и будет подготовлен соответствующий контент, то внедрение цифровых технологий позволит выровнять уровень образования. Находясь в городе или в селе, можно получать доступ к образовательным платформам и передовым знаниям. Вопрос в другом: в городе больше наставников, которые могут направить детей в правильное русло.

Сейчас развивается такое направление, как диагностика. Когда любой индивидуум может диагностировать свои сильные и слабые стороны и получить нужную подсказку. Поступательно автоматизируется функ­ция менторинга, которая на базе элементов искусственного интеллекта будет строить систему, позволяющую подсказывать ученикам сильные и слабые стороны, тем самым создавать территорию развития. Мы думаем, если в ближайшие 3–5 лет такие системы появятся, они очень сильно помогут любому казахстанцу повышать уровень самооценки и получать рекомендации, в какой области стоит реализовывать свой профессиональный интерес.

– Mожет ли каждый человек сам формировать образ свое­го будущего и как это будет выглядеть?

– Да, конечно, это возможно. Но нужно понимать, что образ будущего – это коллективный вопрос. Иными словами, создаваемые в будущем продукты – результат усилий многих участников. Соответственно, необходимо исключение ситуации, в которой наставник смотрит в одну сторону, а ученик – в другую. Поэтому вначале нам нужно сформировать единую картину образа будущего, к которой мы все вместе идем. А после каждый в этой картине под названием «Мир» найдет свое место, сформирует образ будущего под себя и тем самым максимально реализует свои таланты.

Автор:
Азиз Оразбаев
09:58 , 31 Августа 2020
0
515
Подписка

Популярное