​Браво, Eurasian Dance Festival!

787
Флюра Мусина, балетный критик

Все краски мира

Программа фестиваля, организованного Министерством культуры и спорта в рамках программы «Рухани жаңғыру», была много­образной и включала в себя самые разные направления танца – от романтического классического балета до страстного испанского фламенко. Свое искусство представили Национальный балет Словении, Национальный балет Китая, театр «Астана Балет», ГАТОБ им. Абая и знаменитая испанская труппа Castro Romero Flamenco. А открылся Eurasian Dance Festival премьерой: театр «Астана Балет» представил свою версию романтического балета А. Адана «Жизель» в постановке Рикардо Амаранте.

Воскрешение легенды

«Астана Балет» обратился к постановке Жана Коралли и Жюля Перро, более распространенной в западном театре, тогда как на постсоветском пространстве балет идет в редакции Мариуса Петипа. Хореограф-постановщик Рикардо Амаранте внес свое видение спектакля, освободив его от архаичных пантомимных сцен и вставных номеров и в то же время придав реалистичность и оправданность действиям героев. Костюмы и декорации Рене Селазара создали атмосферу подлинности и художественного обобщения.

Так, хореография первого акта полностью подчинена действию, постановщик даже исключает вставное па-де-де, дивертисмент­ный номер в балете и на эту музыку ставит танцевальную сцену праздника сбора урожая с корзинами винограда, с зажигательными танцами крестьян, вплетая в хореографическое действо развитие отношений наивной крестьянской девушки и переодетого графа-соб­лазнителя. Исполнителям главных партий – Жизели (Дилара Шомаева) и графа Альберта (Фархад Буриев) – удалось психологически точно создать образы своих героев, при этом техническая сторона их исполнения оставалась безупречной.

Второй акт переносил нас в потусторонний мир, в мир бессюжетного балета. Но и здесь хорео­граф-постановщик добавляет в спектакль немного человеческой страсти, виллисы не так уж и мерт­вы, они злобны и жаждут мщения. Он последователен в своем видении и убеждает в созданном образе, в немалой степени благодаря слаженности работы кордебалета, синхронности движений, четкости линий и рисунка на сцене.

Испанские мотивы

Нидерландский хореограф Ханс ван Манен известен сдержаннос­тью эмоций, математической точностью рисунка танца и любовью к движению как таковому. Как правило, в его балетах (а их 86-летний хореограф за свою долгую творческую жизнь сочинил более 160) нет сюжета, так как Ханс ван Манен считает, что он мешает сосредоточиться на самом танце.

В известной постановке «Пять танго» на музыку Астора Пьяццоллы исследуется весь спектр взаимоотношений людей. 5 разных танго – 5 историй были рассказаны артистами труппы Национального театра Словении технически точно и вдохновенно. Быть может, некоторым показалось, что в их исполнении не так много страсти, как было заложено в музыке аргентинского композитора, но что же, известная мягкость словенской натуры и сдержанность нидерландского хореографа сделали качество этого знойного танца несколько иным, и это совсем не испортило впечатления от увиденного шедевра неоклассики.

В наш век глобализации именно в танце может свободно проявить­ся национальный дух, поэтому коллектив народного танца – обязательный пункт программы евразийского фестиваля. Каст­ро Ромеро показали программу «Квинтэссенция фламенко» в 10 час­тях, где попытались рассказать, что такое фламенко и его душа – «дуэнде». Это слово также переводится с испанского как «огонь», «магия» или «чувство».

– В театре «Астана Балет» великолепное техническое оснащение и высокопрофессиональный, очень отзывчивый персонал. Подготовка к спектаклю была на высшем уровне! В декорационных мастерских театра нам даже изготовили специальный стол, на котором я буду исполнять свое соло, – отмечал Рикардо Кастро, старший из артистов.

Глядя на завораживающее соло выбивающего на столе дробь седого Рикардо или гибкие руки Росарии и точеный профиль Хосе, даже неловко спрашивать артистов о возрасте. «Артист не должен называть свой возраст. Возраст – это состояние души. Кто-то в 20 скучен и пассивен, а кто-то и в 40 полон энергии», – уверен Хосе Кастро Ромеро.

Симфония танца

За 6 фестивальных дней зрители не только получили яркие впечатления, но и прошли краткий курс истории танца, познакомились с многообразием стилей хореографии, выдающимися авторами и постановками. Особенно интересными были пластические прочтения Шестой симфонии П. Чайковского и Пасторальной симфонии Л. Бетховена.

«Пасторальную симфонию» в постановке патриарха неоклассического балета Милко Шпарембл­ка представил Национальный балет Словении. Бетховен в своем программном произведении прославляет великую силу природы, простые радости жизни. И хорео­граф следует музыке, передает в пластике неоклассики первозданную радость бытия.

Национальный балет Китая обратился к последнему произведению П. Чайковского, завершенному за 2 месяца до смерти композитора.

– Хотя звуки симфонии оли­цетворяют скорбь, в ней нет недос­татка ни в тепле, ни в яркости, – рассказал создатель балета Ин э Дин. – Шестая симфония была выбрана в качестве музыкального сопровождения хореографи­ческого номера «Песня жизни», так как она наглядно передает ощущение жизни и переплетается с философией китайского мыслителя Чжуан-цзы о мимолетности бытия: «Все меняется, как облака меняют свою форму».

Старейший театр страны ГАТОБ им. Абая привез в Астану симфоническое полотно легендарного хореографа ХХ века Юрия Григоровича – «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева.

– Изначальная ценность этого спектакля в гениальной музыке Прокофьева, потом – в гениальной хореографии Григоровича, и в-третьих, в великолепной сценографии Симона Вирсаладзе, – убежден генеральный директор театра Аскар Бурибаев. – Шедевры рождаются, когда к ним прикладывают руку такие гениальные люди.

У зрителей фестиваля была уникальная возможность соприкоснуться с этим произведением.

Были и неожиданные открытия. Например, миниатюра «Жертвоприношение» на музыку тувимского композитора Сайнхо Намчылак в хореографии Фэй Бо. Короткая пластическая притча, рассказанная солистами Национального балета Китая Лю Ци и Оен Хуа Лун, очаровала бездонной глубиной смыслов: о любви и гармонии, свободе, о соб­лазне и призрачности идеалов…

Парад звезд

Заключительный гала-концерт стал местом встречи не только танцовщиков разных школ, стилей и направлений, но и разных стран, дополнив географию фестиваля. Артисты из России, Португалии, Голландии, Германии и Казахстана представили лучшие образцы балетного искусства и современного танца.

Премьеры Штутгардского балета Мария Эйхвальд и Фридеман Фогель – несомненные фавориты вечера – показали дуэт из балета Кеннета Макмиллана «Манон» и современную постановку израильского хореографа Ицика Галили «Мона Лиза», которые очертили почти безграничные возможности танцовщиков, чей послужной список наград и побед в области танца поражает и вызывает уважение.

Современные номера в концерте чередовались с классическими. Шедевры Петипа, такие как па-де-де из балета «Талисман» и «Арлекинада», исполненные с большим вкусом и чувством стиля ведущими солис­тами театра Astana Opera Мадиной Басбаевой и Еркином Рахметуллаевым, вызвали шквал аплодисментов.

Театр «Астана Балет» был представлен в концерте фрагментами из балетов Рикардо Амаранте Love, Fear, Loss и A Fuego Lento. Дуэт Фархад Буриев – Риза Канаткызы оказался невероятно красивым, и заложенный в постановке месседж любви и страсти нашел свое наглядное внешнее воплощение. Солисты Национального балета Португалии Филлипа де Кастро и Карлос Пинильос подготовили 2 композиции хореографа Мауро Бигонцетти – Cantata и Passo Cantinuo, поставленные в технике contemporary, которой танцовщики владеют виртуозно.

Российский дуэт премьера Михайловского театра Ивана Васильева и солистки Большого Анастасии Сташкевич танцевал па-де-де из балета «Пламя Парижа» и авторскую постановку «Амадей» на музыку Моцарта. Премьер балета театра Astana Opera Бахтияр Адамжан и солистка Национального балета Голландии Майя Махатели технически безупречно и вдохновенно исполнили в начале вечера классическое па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», а в финале взорвали зал блестящим исполнением дуэта из «Дон Кихота».

Майя Махатели в Казахстане выступает впервые. Безупречная техника балерины, красота линий, большой шаг, высокий прыжок и особый шарм и изящество сделали ее выступление незабываемым. А 32 фуэте в финале «Дон Кихота», усложненные двойными вращения­ми (высший технический шик!), балерина исполнила, не сходя с одной точки, будто приклеенная к планшету сцены волшебным клеем!

II Международный фестиваль балетного искусства завершился, но поклонники прекрасного искусства танца, а их в столице становится с каждым годом все больше, уже задаются вопросом: чем удивит и обрадует следующий Eurasian Dance Festival?

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
Творить добро не напоказ, но с пользой
Изучать язык нужно в ауле
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Волонтерство – элемент национального характера
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Позаботься о птицах – построй скворечник!
Насилие не оправдать!
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
В олонхо требуется импровизировать
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Решать проблемы общими усилиями
Без ущерба для окружающей среды
Сделать наше историческое наследие мировым достоянием
Труду все возрасты покорны

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]