Все краски мира
Программа фестиваля, организованного Министерством культуры и спорта в рамках программы «Рухани жаңғыру», была многообразной и включала в себя самые разные направления танца – от романтического классического балета до страстного испанского фламенко. Свое искусство представили Национальный балет Словении, Национальный балет Китая, театр «Астана Балет», ГАТОБ им. Абая и знаменитая испанская труппа Castro Romero Flamenco. А открылся Eurasian Dance Festival премьерой: театр «Астана Балет» представил свою версию романтического балета А. Адана «Жизель» в постановке Рикардо Амаранте.
Воскрешение легенды
«Астана Балет» обратился к постановке Жана Коралли и Жюля Перро, более распространенной в западном театре, тогда как на постсоветском пространстве балет идет в редакции Мариуса Петипа. Хореограф-постановщик Рикардо Амаранте внес свое видение спектакля, освободив его от архаичных пантомимных сцен и вставных номеров и в то же время придав реалистичность и оправданность действиям героев. Костюмы и декорации Рене Селазара создали атмосферу подлинности и художественного обобщения.
Так, хореография первого акта полностью подчинена действию, постановщик даже исключает вставное па-де-де, дивертисментный номер в балете и на эту музыку ставит танцевальную сцену праздника сбора урожая с корзинами винограда, с зажигательными танцами крестьян, вплетая в хореографическое действо развитие отношений наивной крестьянской девушки и переодетого графа-соблазнителя. Исполнителям главных партий – Жизели (Дилара Шомаева) и графа Альберта (Фархад Буриев) – удалось психологически точно создать образы своих героев, при этом техническая сторона их исполнения оставалась безупречной.
Второй акт переносил нас в потусторонний мир, в мир бессюжетного балета. Но и здесь хореограф-постановщик добавляет в спектакль немного человеческой страсти, виллисы не так уж и мертвы, они злобны и жаждут мщения. Он последователен в своем видении и убеждает в созданном образе, в немалой степени благодаря слаженности работы кордебалета, синхронности движений, четкости линий и рисунка на сцене.
Испанские мотивы
Нидерландский хореограф Ханс ван Манен известен сдержанностью эмоций, математической точностью рисунка танца и любовью к движению как таковому. Как правило, в его балетах (а их 86-летний хореограф за свою долгую творческую жизнь сочинил более 160) нет сюжета, так как Ханс ван Манен считает, что он мешает сосредоточиться на самом танце.
В известной постановке «Пять танго» на музыку Астора Пьяццоллы исследуется весь спектр взаимоотношений людей. 5 разных танго – 5 историй были рассказаны артистами труппы Национального театра Словении технически точно и вдохновенно. Быть может, некоторым показалось, что в их исполнении не так много страсти, как было заложено в музыке аргентинского композитора, но что же, известная мягкость словенской натуры и сдержанность нидерландского хореографа сделали качество этого знойного танца несколько иным, и это совсем не испортило впечатления от увиденного шедевра неоклассики.
В наш век глобализации именно в танце может свободно проявиться национальный дух, поэтому коллектив народного танца – обязательный пункт программы евразийского фестиваля. Кастро Ромеро показали программу «Квинтэссенция фламенко» в 10 частях, где попытались рассказать, что такое фламенко и его душа – «дуэнде». Это слово также переводится с испанского как «огонь», «магия» или «чувство».
– В театре «Астана Балет» великолепное техническое оснащение и высокопрофессиональный, очень отзывчивый персонал. Подготовка к спектаклю была на высшем уровне! В декорационных мастерских театра нам даже изготовили специальный стол, на котором я буду исполнять свое соло, – отмечал Рикардо Кастро, старший из артистов.
Глядя на завораживающее соло выбивающего на столе дробь седого Рикардо или гибкие руки Росарии и точеный профиль Хосе, даже неловко спрашивать артистов о возрасте. «Артист не должен называть свой возраст. Возраст – это состояние души. Кто-то в 20 скучен и пассивен, а кто-то и в 40 полон энергии», – уверен Хосе Кастро Ромеро.
Симфония танца
За 6 фестивальных дней зрители не только получили яркие впечатления, но и прошли краткий курс истории танца, познакомились с многообразием стилей хореографии, выдающимися авторами и постановками. Особенно интересными были пластические прочтения Шестой симфонии П. Чайковского и Пасторальной симфонии Л. Бетховена.
«Пасторальную симфонию» в постановке патриарха неоклассического балета Милко Шпаремблка представил Национальный балет Словении. Бетховен в своем программном произведении прославляет великую силу природы, простые радости жизни. И хореограф следует музыке, передает в пластике неоклассики первозданную радость бытия.
Национальный балет Китая обратился к последнему произведению П. Чайковского, завершенному за 2 месяца до смерти композитора.
– Хотя звуки симфонии олицетворяют скорбь, в ней нет недостатка ни в тепле, ни в яркости, – рассказал создатель балета Ин э Дин. – Шестая симфония была выбрана в качестве музыкального сопровождения хореографического номера «Песня жизни», так как она наглядно передает ощущение жизни и переплетается с философией китайского мыслителя Чжуан-цзы о мимолетности бытия: «Все меняется, как облака меняют свою форму».
Старейший театр страны ГАТОБ им. Абая привез в Астану симфоническое полотно легендарного хореографа ХХ века Юрия Григоровича – «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева.
– Изначальная ценность этого спектакля в гениальной музыке Прокофьева, потом – в гениальной хореографии Григоровича, и в-третьих, в великолепной сценографии Симона Вирсаладзе, – убежден генеральный директор театра Аскар Бурибаев. – Шедевры рождаются, когда к ним прикладывают руку такие гениальные люди.
У зрителей фестиваля была уникальная возможность соприкоснуться с этим произведением.
Были и неожиданные открытия. Например, миниатюра «Жертвоприношение» на музыку тувимского композитора Сайнхо Намчылак в хореографии Фэй Бо. Короткая пластическая притча, рассказанная солистами Национального балета Китая Лю Ци и Оен Хуа Лун, очаровала бездонной глубиной смыслов: о любви и гармонии, свободе, о соблазне и призрачности идеалов…
Парад звезд
Заключительный гала-концерт стал местом встречи не только танцовщиков разных школ, стилей и направлений, но и разных стран, дополнив географию фестиваля. Артисты из России, Португалии, Голландии, Германии и Казахстана представили лучшие образцы балетного искусства и современного танца.
Премьеры Штутгардского балета Мария Эйхвальд и Фридеман Фогель – несомненные фавориты вечера – показали дуэт из балета Кеннета Макмиллана «Манон» и современную постановку израильского хореографа Ицика Галили «Мона Лиза», которые очертили почти безграничные возможности танцовщиков, чей послужной список наград и побед в области танца поражает и вызывает уважение.
Современные номера в концерте чередовались с классическими. Шедевры Петипа, такие как па-де-де из балета «Талисман» и «Арлекинада», исполненные с большим вкусом и чувством стиля ведущими солистами театра Astana Opera Мадиной Басбаевой и Еркином Рахметуллаевым, вызвали шквал аплодисментов.
Театр «Астана Балет» был представлен в концерте фрагментами из балетов Рикардо Амаранте Love, Fear, Loss и A Fuego Lento. Дуэт Фархад Буриев – Риза Канаткызы оказался невероятно красивым, и заложенный в постановке месседж любви и страсти нашел свое наглядное внешнее воплощение. Солисты Национального балета Португалии Филлипа де Кастро и Карлос Пинильос подготовили 2 композиции хореографа Мауро Бигонцетти – Cantata и Passo Cantinuo, поставленные в технике contemporary, которой танцовщики владеют виртуозно.
Российский дуэт премьера Михайловского театра Ивана Васильева и солистки Большого Анастасии Сташкевич танцевал па-де-де из балета «Пламя Парижа» и авторскую постановку «Амадей» на музыку Моцарта. Премьер балета театра Astana Opera Бахтияр Адамжан и солистка Национального балета Голландии Майя Махатели технически безупречно и вдохновенно исполнили в начале вечера классическое па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», а в финале взорвали зал блестящим исполнением дуэта из «Дон Кихота».
Майя Махатели в Казахстане выступает впервые. Безупречная техника балерины, красота линий, большой шаг, высокий прыжок и особый шарм и изящество сделали ее выступление незабываемым. А 32 фуэте в финале «Дон Кихота», усложненные двойными вращениями (высший технический шик!), балерина исполнила, не сходя с одной точки, будто приклеенная к планшету сцены волшебным клеем!
II Международный фестиваль балетного искусства завершился, но поклонники прекрасного искусства танца, а их в столице становится с каждым годом все больше, уже задаются вопросом: чем удивит и обрадует следующий Eurasian Dance Festival?