Экспозиция организована в честь плеяды выдающихся людей, чье духовное и культурное наследие составило золотой фонд нации, и посвящена 30-летию Независимости Республики Казахстан.
Здесь можно увидеть, к примеру, единственную книгу с произведениями знаменитого акына Жамбыла (1846–1945), переписанными вручную. Эта книга – произведение искусства: серебряный оклад, украшенный узорами из серебряных нитей и вставками из полудрагоценных камней. В музейных документах, к сожалению, нет имени владельца и истории создания книги.
Руководитель отдела по хранению фондов Маржан Жунусова сообщила, что в учетно-архивных документациях также нет имени автора другого раритета – посмертной маски Жамбыла.
– Маску в музей передали в апреле 1955 года из управления архитектурными делами с разрешения Совета министров КазССР, – рассказала специалист. – Других записей нет, в том числе нет информации, кто из скульпторов снимал слепок с лица поэта-импровизатора.
Гипсовая маска передала спокойствие акына и отрешенность от земной суеты. Его лицо выражало, скорее не сон, а чистоту мысли и некую усталость. Эту маску даже можно назвать самостоятельным произведением и, наверное, первой попыткой изобразить поэта в скульптуре.
Еще один эксклюзивный экспонат – шапка-ушанка Хаджимукана Мунайтпасова (1871–1948), знаменитого казахского спортсмена, впервые завоевавшего титул чемпиона мира по французской борьбе, а затем многократно побеждавшего в других мировых чемпионатах по классической борьбе среди тяжеловесов. В итоге в 1927 году президиум ЦИК КазАССР присвоил Мунайтпасову почетное звание «Богатырь казахских степей». Столь высокий авторитет Хаджимукану пригодился, когда он встал на защиту земляков, которых раскулачивали как «байских элементов» и выселяли в Сибирь. А в годы Великой Отечественной войны борец жертвовал свои средства на строительство самолета-истребителя.
Головной убор Хаджимукана чудом сохранился благодаря усилиям государственного и общественного деятеля, ученого-этнографа Узбекали Жанибекова. По словам Маржан Жунусовой, ученый обнаружил шапку в селе Шаульдер Южно-Казахстанской области, а именно в семье жительницы Забиры Кулымбетовой.
– По рассказам Забиры, ее мама попросила эту шапку в подарок у самого Хаджимукана, чтобы сила и доброта великого богатыря передались ее внукам и правнукам, – добавила куратор выставки. – Конечно, он подарил шапку. Хаджимукан имел много наград и медалей, и большинство из них он также раздал нуждающимся людям. Он действительно имел большое доброе сердце.
Мукан Мунайтпасов в 1909–1911 годах успешно выступил в схватках с сильнейшими турецкими борцами. После турне по Турции в его имени появилась приставка «хаджи» – так высоко (как паломничество по святым местам) оценили единоверцы покорение Муканом борцовской Турции. С приставкой «хаджи» к своему имени Мунайтпасов стал известен во всем мире.
На выставке также можно увидеть редкие документы и фотографии, награды и личные вещи, которых касались руки Латифа Хамиди, Узбекали Жанибекова, Манарбека Ержанова, Серке Кожамкулова, Касыма Аманжолова. Среди них личная домбра Манарбека Ержанова, известного артиста театра и кино, вместе с Серке Кожамкуловым стоявшего у истоков первого профессионального казахского драматического театра, ныне носящего имя Мухтара Ауэзова. Всего выставлено около сотни интереснейших музейных предметов.