Свежий выпуск

Барьер для буллинга

Агрессия и психологическое давление со стороны одноклассников, выбравших жертву для издевательств и злых шуток, все чаще наблюдаются в казахстанских школах.

Социальные сети буквально пестрят примерами, а то и видеодоказательствами. Вот подростки избили одноклассника, а вот и вовсе затравили так, что ребенок не нашел другого выхода, как свести счеты с жизнью.

Руководитель шымкентского ОО «Центр экономического и гражданского образования «Интеллект» Зоя Сейтбекова, за плечами которой не один год работы в школе, считает, что на проблему буллинга нельзя закрывать глаза ни педагогам, ни родителям, ни правоохранительным органам. Сегодня детская жестокость порой переходит все допустимые границы, и каждый новый подобный факт заставляет буквально содрогаться.

По статистике, до 10% детей регулярно подвергаются буллингу, до 55% – эпизодически. 70% видели подобные проявления со стороны, а 60% сообщали, что одной из жертв оказались их знакомые.

– Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов высказался о суициде и буллинге в школах и сообщил о создании единой прог­раммы по предупреждению данных явлений, а также по работе с детьми, попавшими в сложную ситуацию, – комментирует Зоя Сейтбекова. – Но при этом необходимо, чтобы все субъекты образовательного процесса были вооружены соответствующими знаниями и умениями.

По данным опроса ЮНИСЕФ, из 402 детей из 40 школ респуб­лики, принявших участие в исследовании, 33% заявили, что были жерт­вами психологичес­кого насилия в школе, в частнос­ти насмешек, оскорблений. Не менее 36% рассказали, что над ними издевались. Опрос проводился среди школьников, в котором участвовал каждый третий ребенок.

Зоя Сейтбекова говорит, что иногда источником травли ­выступают сами учителя, выбирая подавление как наиболее удобный способ управления коллективом. Некоторым из них кажется, будто разделив детей на лидеров коллектива и всех остальных, они выстраивают хороший процесс самоорганизации.

В действительности же они пытаются облегчить свою задачу и делают иерархию в детском коллективе легитимной. Это часто как раз и выступает основой буллинга. Отсюда возникает потребность в практичес­ких разработках для учителей и педагогов-психологов по профилактике и коррекции школьной травли и насилия.

Чтобы обратить внимание общественности на проблему, снизить уровень тревожности в школах и уменьшить количест­во случаев буллинга, укрепить взаимоотношения между учениками, родителями и педагогами ОО «ЦЭИГО «Интеллект» организовало социальный проект. Он предполагает проведение серии семинаров по правам человека, антибуллингу для детей и молодежи в сельской и городской местности.

Проект ориентирован на родителей, детей, педагогов, на тех, кому пришлось столкнуться с травлей и издевательствами в школе, а также на тех, кто хочет оградить своего ребенка от подобных проявлений. Он реализуется при содействии Центра поддержки гражданских инициа­тив Нур-Султана и Министерства информации и общественного развития РК.

Опытные тренеры, психологи и социальные педагоги разработали для участников семинаров, которые начались в конце мая и пройдут летом и осенью в Шымкенте и Туркестане, а также в Туркестанской, Алматинской и Жамбылской областях, информационно-методические материалы.

Тренеры работают с целевой аудиторией. Это директора и педагоги общеобразовательных школ, родители, школьные психологи и социальные работники, подростки и молодежь, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребята из многодетных и малообеспеченных семей, школьные инспекторы по делам несовершеннолетних.

Участники вебинаров разберут законодательные аспекты, в частности познакомятся с правами детей, получат навыки и определенный опыт по разрешению конфликтных ситуаций. К примеру, школьных психологов ждет комплекс обучающих мероприятий по повышению компетенций, необходимых для профилактики буллинга и защиты прав детей.

Родителям адресована серия тренингов, направленных на повышение осознанного родительства и развития навыков родительского взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций.

Специалисты ОО «Интеллект» намерены подготовить информационные материалы для детей и родителей – брошюры, видеоролики, комиксы, скетчи, в том числе с привлечением целевой аудитории слушателей вебинаров. Так, к примеру, учащихся школ Шымкента, Туркестана, Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областей приглашают принять участие в конкурсе видеороликов на темы соблюдения прав детей, профилактики буллинга. Лучшие работы будут размещены в социальных сетях.

Хорошим подспорьем станет также создание аккаунтов в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте», предполагающее еженедельное обновление информации, публикацию конкретных случаев, советов, рекомендаций от специалистов в доступной для молодежи форме.

– Мы ставим задачу повысить осведомленность всех, кого в той или иной степени касается проб­лема травли детей, – говорит Зоя Сейтбекова. – Ребенок – жертва травли – должен знать, что делать и куда обращаться. Точно так же важна адекватная реакция со стороны взрослых и педагогов, задача которых – помочь ребенку найти выход из непростой ситуации, в которой он может оказаться не по своей воле. Решение проблемы буллинга, суицида – вопрос, который касается не только школы, учителей. Это в целом касается общества, родителей, неправительственных организаций.

Автор:
Любовь Доброта
10:55 , 1 Июля 2020
0
1357
Подписка

Популярное