Как сообщил на брифинге в СЦК вице-министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности Асет Турысов, с момента запуска проекта выявлено более 1 100 посетителей с «красным» и свыше 700 с «желтым» статусом. Общее количество check-in по всем предпринимателям превышает полтора миллиона.
По приложению «Ashyq» работают 2 682 субъекта предпринимательства, большинство из них в Нур-Султане и Алматы. С 12 мая в проект включен столичный аэропорт, куда теперь могут проходить не только пассажиры, но и провожающие и встречающие. В здании организованы раздельные входы и выходы в терминалы, а также экспресс- линия для тех, чей статус проверен приложением «Ashyq». Граждан, в том числе иностранных, не имеющих на телефоне данного приложения, сотрудники аэропорта сами проверяют по ИИН. Процедура занимает несколько минут.
На данный момент приложение интегрировано с двумя базами данных Министерства здравоохранения – ПЦР (эти данные поступают со всех лабораторий) и контактных лиц, что в целом помогает создавать на объектах безопасные условия как для персонала, так и для посетителей. До 1 июля, а, возможно, и раньше, «Ashyq» будет интегрирован с паспортом вакцинации – получившие обе прививки граждане получат «зеленый» статус.
Говоря о безопасности персональных данных, вице-министр подчеркнул, что «Ashyq» находится в защищенном контуре на серверах АО «Национальные информационные технологии» – оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства, где соблюдены все требования безопасности.
Мобильное приложение «Ashyq» постоянно обновляется. В конце апреля запущена новая версия на Android, где имеется возможность регистрации нерезидентов. Для самопроверки гражданами их текущего статуса разработана веб-страница ashyq.kz. Здесь будут разделы с описанием мобильного приложения, часто задаваемые вопросы, контакты техподдержки.
– Для обеспечения доступной информацией об «Ashyq» на базе Единого контакт-центра 1414 создана первая линия технической поддержки пользователей, для представителей бизнеса НПП «Атамекен» также доступен call-центр 1432. Для удобства предпринимателей в мессенджере Telegram запущена служба технической поддержки @support_ashyq_bot. Перечень объектов, в которые возможен доступ по приложению, размещается на сайтах акиматов и РПП «Атамекен», – пояснил Асет Турысов.
Ведется работа по передаче мобильного приложения «Ashyq» на баланс МЦРИАП. Все замечания и предложения будут учтены, технические и юридические вопросы решены, заявили в министерстве.
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева добавила, что в дополнение к 5 000 участникам в регионах на рассмотрении находится более 2 000 заявок. Свыше 300 субъектов работают в добровольном режиме, без льгот – это образовательные и медицинские центры, гостиницы, стоматологии и даже отдельные бутики в ТРЦ. В целом перечень участников «Ashyq» значительно расширен.
– Те, кто наработал хорошие процедуры, получили льготы. Например, до 2 часов ночи разрешена работа объектов общественного питания, это для них большое подспорье. Открылись фуд-корты, бильярдные клубы, выставки, которые не работали больше года, разрешены межобластные перевозки, спортивные мероприятия со зрителями, – сообщила Юлия Якупбаева.
В то же время начинается исключение недобросовестных участников проекта, где не происходит фиксация входящих. Туда будут выезжать мониторинговые группы.