Приходилось ли вам остановиться на середине шага и вдруг осознать, что мир вокруг движется слишком быстро? Часы, дни, месяцы проносятся мимо как мгновения. Даже карантин не остановил этой гонки. Оказалось, человек способен куда-то мчаться, не сходя с места, «проскакивая» жизнь на быстрой перемотке.
В одну из очередных попыток замедлить и осознать пролетающий мимо поток, я открыла «Слова назидания» Абая. Небольшая книжица давно «живет» на моей полке, были разные переводы и издания, несколько раз книгу брали и не возвращали, и я покупала новую. И каждый раз «Слова» открываются по-другому.
В юности больше волновали строки о чести, гордости и благородстве, во время духовного поиска – «слова», посвященные истинной вере. А в дни карантинной неопределенности по-новому отозвалось 15-е Слово о разнице между умными и глупыми.
«…Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю или хотя бы раз в месяц: как ты живешь?» – говорит великий философ.
Как часто мы задаемся этим вопросом? Кто-то возразит: а зачем вообще тратить время на размышления, когда надо столько всего успеть? Получить то, что еще не получил, доказать тому, кому еще не доказал, решить проблему, создать новую и снова решить. Когда уж тут спросить себя: «Как я живу?» Да и страшно от того, какой можно получить ответ.
Когда все меняется слишком быстро, обращение к наследию великого мыслителя помогает создать точку опоры, остановиться и задуматься. Начать, наконец, ставить правильные вопросы, попробовать быть честным с собой и принять нелегкую, порой болезненную правду.
«Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иной твари», – говорит Абай в 7-м Слове.
А ведь эти строки не о далеком прошлом, они о нашем времени, где все меньше критического мышления, осознания процессов и глубины анализа. И все больше потребления, удовлетворения низших животных желаний.
«Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания, которые питают наши души. Нам бы понять, что блага души несравненно выше телесных, и подчинить плотские потребности велению души. Но нет, не стали мы делать этого. Кликушествуя и каркая, не продвинулись мы дальше навозной кучи у аула. Душа правила нами только в детстве. Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой, подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души. Довольствуясь внешним видом того, что охватывает взор, не пытаемся вникнуть во внутренние тайны, полагая, что ничего не теряем от этого незнания», – строки из того же 7-го Слова.
И картинка из наших дней – битва за лайки в социальных сетях, бездна отупляющего контента, вера в громкие фейки. Жизнь миллиардов, даже не пытающихся вникнуть во внутренние тайны и убежденных, что ничего не теряют от незнания.
Рассуждая об умных и глупых в 15-м Слове, Абай отмечает, что разумные в критические моменты не теряют рассудка и не поддаются эмоциям. А вот глупый «…скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади...»
Философ из далеких веков обращается к нам и советует остановить эту скачку, спросить самого себя: «Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?»