У меня есть волшебная коробка. Там бережно хранится нежность, завернутая от чужих глаз тихая радость. Там есть голубое солнце, зеленые барашки, плывущие дома, кривая ваза, желтое море и даже сердце из камня…
И еще много чего, что способно рассеять даже самые мрачные тучи в любой час испытаний. Интересно, но факт, незамысловатые детские рисунки работают лучше всяких антистрессов.
Если же вы хотите испытать более сильные, удивительные чувства, то обратите взор на искусство.
Например, посмотрите на картины великих художников, таких как Боттичелли, Тернер, Сезанн, и других именитых мастеров кисти. Ведь еще несколько лет назад ученые-нейробиологи из Университетского колледжа Лондона сделали интересное открытие. Они установили, что созерцание картин известных художников доставляет такое же удовольствие, как чувство влюбленности. Конечно же, был проведен эксперимент. Добровольцам, как мужчинам, так и женщинам, демонстрировали полотна живописи и в это время проводили сканирование головного мозга. Оказалось, что во время созерцания картин происходит выброс гормона дофамина в кровь и активируются те же участки мозга, отвечающие за чувство удовольствия, что и во время влюбленности.
Справедливости ради стоит отметить, что участвующим в эксперименте показывали определенные картины: «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Лягушатник» Клода Моне и «Собор в Солсбери» Джона Констебля.
Какими бы были эмоции и чувства испытуемых, если бы им показали полотна других мастеров, чьи труды снискали себе славу мистических, даже проклятых? Как, например, «Плачущий мальчик» испанского художника Джованни Браголина.
Картина имеет довольно жуткую предысторию. Художник, стремясь написать портрет плачущего ребенка более реалистично, применял жестокие методы по отношению к своему сыну, которого взял к себе в натурщики. Естественно, что ребенок не мог плакать по заказу, и живописец доводил его до слез изуверским способом. Зная о том, что малыш панически боится огня, отец специально зажигал перед его лицом спички.
Говорят, что малыш, не выдержав мучений, крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Случайность или нет, но через пару недель ребенок умер от воспаления легких, а следом за ним его отец-художник сгорел заживо в своем доме. С тех пор людская молва утверждает, что в любом месте, где появляется репродукция картины, происходит пожар. Нельзя не упомянуть знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик», стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов. Человеческая фигура, застывшая в крике отчаяния на фоне кровавого неба и размытого пейзажа, в самом деле вызывает самые противоречивые чувства. Но сейчас не об этом. Полотну, написанному между 1893 и 1910 годами приписывают мистическую способность вредительства, как бы странно это ни звучало. Якобы всех, кто как-то контактировал с ней, преследует злой рок, и люди заболевали, впадали в депрессию или даже умирали.
Однако недобрая слава никак не отразилась на популярности картины. «Крик» все так же интересен в любой точке мира самым разным людям. Ведь истинный шедевр искусства всегда вне времени и других измерений.
Верить или нет всем этим умозаключениям, исследованиям каждый, конечно, решает сам. Главное – помнить, что любая мысль, как правило, проецируется на поверхности, то есть обретает реальные формы. И если идти смотреть на «Плачущего мальчика», или «Крик», или другие полотна, окутанные шлейфом мистики, заранее настроившись на плохое, и потом активно ожидать это плохое, то оно придет.
Потому что в отличие от предрассудков законы психологии работают без сбоев. И одно из основных правил этой науки о душе человека гласит, что чаще всего оправдываются не надежды, а именно страхи и фобии. Бесстрашия всем!