Сегодня глупо называть робототехнику будущим, ведь это уже самое настоящее современных детей. Термин «робот» появился 100 лет назад, тогда чешский прозаик и драматург Карел Чапек написал пьесу в научно-фантастическом стиле Rossum’s Universal Robots. Пьеса R. U. R. повествует об искусственных человекоподобных существах, призванных работать на людей. Поэтому, когда автор попросил своего брата, художника Йозефа Чапека, дать им имя, тот предложил называть их роботами.
В наши дни роботы постепенно окружают нас и на производстве, и в быту. А потому в скором будущем станут востребованными профессии, связанные с их обслуживанием и совершенствованием.
Неудивительно, что уже с 4–5 лет детей приобщают к робототехнике. Конструирование развивает у малышей полезные навыки, соединяя детали и следуя инструкции, они учатся логически мыслить, эксперименты с техникой влияют на способность творить и создавать. Дети в таком возрасте самостоятельно собирают робота из деталей конструктора, учатся подбирать элементы и соединять механизмы, попутно изучают виды движений. Такая работа формирует в детских умах творческое мышление, развивает мелкую моторику и внимание, малыши становятся более усидчивыми.
Восьмилетние дети уже знакомы с процентами и десятичными дробями, и им интересны алгоритмы, визуальное программирование, они осваивают разнообразные датчики и контроллеры. Еще через 3 года ребята начинают создавать роботов для соревнований, у них появляются собственные идеи и авторские конструкции.
В 13-летнем возрасте ученики справляются с очень сложными заданиями, оперируют в прикладных целях многими понятиями из школьной программы. При сборке робота и разработке его движений они применяют математические формулы и расчеты.
Ребятам в занимательной форме дают основы механики и конструирования, развивают у них творческие способности, учат работать в команде и соревноваться. Особенно важно, что у них появляется интерес к инженерным профессиям и техническому творчеству, они с удовольствием занимаются математикой, физикой, химией, биологией и историей механики.
Робототехника не просто очень модное направление полезного досуга, поскольку занятия не ограничиваются конструированием механизмов, здесь ребенок приобретает навыки работы в сплоченном коллективе, учится общаться, предлагает и отстаивает идеи, спорит и конкурирует. Занятия в группе, где работа распределяется между всеми, требуют эффективного взаимодействия в команде, только тогда можно рассчитывать на положительный результат.
Занимаясь робототехникой, ученики получают возможность использовать на практике свои знания по математике и физике, а в школе проще усваивают дроби, синусы и косинусы. Проектирование конструкций и программирование робота формируют у ребят инженерное мышление и дают навыки работы с чертежами.
Ребенок, занимающийся сборкой роботов, начинает разбираться в точных науках и наверняка выберет после школы технический вуз.
Систематические занятия конструированием робототехники дают неоценимые опыт и навыки, которые многие стараются использовать в практической плоскости. Воплощенные идеи требуют проверки, и лучшим испытанием для изобретения становятся состязания с такими же энтузиастами «железа и интеллекта». В наши дни такой площадкой для авторов новых конструкций от 7 до 18 лет стала ежегодная Всемирная олимпиада по робототехнике – World Robotics Olympiad. Тем более что основной своей целью организаторы WRO ставят популяризацию и развитие научно-технического творчества в среде молодежи, средних и младших школьников.