– Когда я учился в мединституте, самое страшное, что мы могли услышать на экзамене: «Вы мыслите шаблонно», – поделился в разговоре знакомый. – Это считалось признаком дилетантизма, для таких случаев существовал даже обидный термин – «фельдшеризм». Ни в коем случае не хочу обидеть наших достойных фельдшеров, но с дремучим невежеством я встречаюсь на каждом шагу.
На мою реплику о том, что он сгущает краски, собеседник откликнулся не рассуждениями, а конкретным примером.
– Рядовой случай. Ко мне на прием приводят ребенка. Я его осматриваю, ставлю диагноз и назначаю лечение. И сталкиваюсь с поразительной метаморфозой. Выясняется, что, выйдя из кабинета, родители решают сами, что из назначенного мной их сын будет принимать, а что – нет. Нужного эффекта в результате не достигается.
В профессиональном багаже моего знакомого есть и совсем печальные примеры. Так, однажды родители оказались очень недовольны его рекомендацией в срочном порядке отправить в больницу их сына. Профессиональный глаз психиатра разглядел приближающуюся беду. Подросток был на грани срыва. Вместо этого врача оскорбили, а мальчику закатили дома скандал. И тот действительно сорвался. Избил мать и нанес отцу повреждения «подручными средствами». В результате в больнице оказались все трое. В разных отделениях.
Ну а мы сами? Давайте-ка вспомним. Не отменяем ли своей родительской волей «глупые» назначения врачей, не осуждаем ли неправильную педагогическую манеру учителей и не подвергаем ли сомнениям их профессионализм в присутствии детей? А потом ищем причины непослушания детей в школе, удивляемся отсутствию на уроках тишины и уважения к слову учителя. Не знаем ли мы лучше, надо пить антибиотики или нет, не назначаем ли себе не те капли в нос, что выписал врач?
Дилетанту искренне кажется, что он знает много и в полной мере владеет профессией. И настолько уверен в своих знаниях, что начинает давать советы профессионалу. С этим врач сталкивался не раз, а ситуация, о которой он рассказал, наверняка многим знакома.
Нельзя знать всего, и это не стыдно. Обидно не знать ничего – это глупо. Но не знать ничего, однако делать вид, что знаешь абсолютно все, – это... Это искусство! И оно постепенно становится трендом.
«О tempora, o mores!», «О времена, о нравы!» – воскликнул некогда Цицерон, скорбя о несовершенствах общества, но и спустя века эта фраза не теряет актуальности. Она все чаще применима к печальной реалии: профессионалов заменяют дилетанты.
У профессионала завышенные требования к себе, его психика не так мобильна. Он, например, испытывает большие волнения, берясь за дело. Его уверенность в себе нередко подтачивается изнутри опасением несоответствия высоко поднятой планке. Дилетант же внутренне мобилен и оттого искренне, а порой воинственно, самоуверен и легко может потеснить профессионала.
Все то, что условно можно назвать креативностью, строится на определенной базе. Художник не может нарисовать картину, если не умеет смешивать краски, подбирать кисти, холст или иной материал. Это его база, все остальное, ценное – то, что находится уже над ремеслом. База стоит на знаниях и опыте. Сейчас у нас море возможностей для получения информации. Вот, скажем, в Интернете полно различных ресурсов, дающих знания. Да, это хорошо! Но есть опыт, полученный человеком в профессии. И беда в том, что знания и опыт путают.
Дилетант страшен тем, что в отсутствие своего опыта пользуется чужим. И тиражирует допущенные прежде ошибки, а также ошибается, если изменились обстоятельства. Не зря говорится, что живущий по книге рискует умереть от опечатки. Мы абсолютизируем информированность. Но компетенция – это не только знания, но и навыки. Если их нет, все получается рутинно, шаблонно, топорно и малоэффективно.
Все колонки автора