Я – плохая мать!.. Глядя на перечень секций, которые посещают дети из нашего класса, я с уважением думала о родителях, находящих время и силы водить своих чад во все эти источники знаний.
Может, я бы и не взгрустнула по поводу собственной материнской некомпетентности, но классный преподаватель составляла список внеклассных занятий, а потому отписался каждый. Как выяснилось, мой сын – один из немногих, кто ничем особо не занят помимо школы: у нас на двоих детей – художка, каратэ и английский с мамой на фоне 3–5 кружков у прочих.
Таких «бездельников», как мы, меньшинство. Поняла я это еще на детских площадках. Сначала мамы активно соревнуются, кто из малышни раньше пополз⁄сел на горшок, а потом – набором зубов... И тогда в игру вступают развивающие центры. Отдать в них надо как можно раньше, и пока соседский мальчик еще только учится пить из стакана, ваш ребенок уже говорит «привет» на 6 языках. Дальше – больше: «Мой читает по слогам, а ведь ему всего 4!», «А моя пишет, и такие буковки у нее ровные!» У кого-то ребенок, того гляди, отъедет в забугорный вуз, прямо из ясельной группы.
Я, конечно, утрирую, но на фоне остального «клуба знатоков» мои пацаны откровенно проигрывали, ведя обычный детский образ жизни, включающий плескание в тазу на даче и разливание на себя зеленки. В «развивашки» мы не ходили, письменные принадлежности в руки не вкладывали, заменяя их пластилином, сказки читали сами вслух. За что, безусловно, меня осуждали: ну как же так, не комильфо в наше время так бездарно тратить лучшие детские годы. Я давала слабину, согласно кивала и упрекала себя за неумение быть настоящей матерью.
С переходом на этап «детсад» соревнования на звание лучшего ребенка и в первую очередь лучшей мамы усугубились: родительницы шестилеток сломя голову носились по репетиторам, готовя детей для поступления то в лицей с экономическим уклоном, то языковую школу. И тут я тоже была в аутсайдерах: не возила, не переживала. Кукушка, а не мать, одним словом. Правда, таких «кукушек» было уже немало: пройдя опыт обучающих центров чуть ли не с младенчества, многие родители подостыли к столь активному саморазвитию.
– Нам в школу на следующий год, а дочка белугой ревет – не хочет учиться. Подозреваю, что мы сами это и спровоцировали – таскали по центрам, видать, «перекормили», – услышала я как-то от одной из мам.
Но, не скрою, где-то в глубине души меня точил червь сомнений: а не упускаю ли я драгоценное время – это раз, а два – может, я действительно плохая мать? Не готовлю детей к большой жизни с пеленок...
Такой комплекс – плохой матери – явление крайне распространенное. Он складывается не только от «недоученности» своих детей, но и при виде чужих, жующих, к примеру, наиполезнейший салат из брокколи. Твои же в это время могут с аппетитом уплетать банальную домашнюю лапшичку (так себе хозяйка, наверняка подумает «хорошая» мама). Еще и обляпаются при этом. А вот чужой парнишка – любо-дорого посмотреть: ни крошки мимо рта не пронес.
Если вдруг ты сама еще не осознала, что ты так себе и мать, и жена, и кулинар, то «правильные» родители к этому заботливо подведут: «Вы что, разрешаете смотреть телевизор?!» Спектр фраз и взглядов у них чрезвычайно широк. Как, впрочем, и у соседок на лавочке, комментирующих что-то вроде «Ишь, как дитенка скрутила в мешковине какой-то» (на самом деле это модный слинг).
А еще есть бабушки и дедушки, растившие детей совсем иначе и удивляющиеся, почему нынешние матери так устают, имея под рукой все блага цивилизации. Со временем недовольство собой, как мамой, может перерасти в невроз, который в свою очередь скажется на ребенке. А ведь когда-то начиналось все с банального: «Да что ж ты за мать такая!»…