– Успокойте ребенка! Что он тут раскапризничался? Дома пусть выкаблучивается! – сердито отчитывала молодую женщину с ребенком строгая дама в магазинной очереди.
Девочка давно успокоилась и боязливо пряталась за спину мамы, а дама все не унималась: «Что вы, не знаете, как надо вести себя в общественном месте?»
В диспут вмешались и другие стояльцы в кассу. Пожилой мужчина уговаривал всех снизить тон и говорить тише: «Голова уже болит от вашего крика!»
– Я, между прочим, о вашем спокойствии пекусь. Поблагодарили бы лучше! – гневно бросила зачинщица свары.
Молодая мама, не дождавшись своей очереди, схватила дочку и красная от стыда и волнения выбежала на улицу.
– Мама, а на картинке Баба-яга не такая страшная, – сказала ей малышка.
И это, пожалуй, самый безобидный случай, когда в пылу борьбы за справедливость человек переступает черту приличия и сам превращается в обидчика и возмутителя спокойствия.
Нужно ли уступать в транспорте место пожилым людям? Разумеется! Дело благое. Но почему же на душе иногда осадочек остается?
В автобус вошла женщина средних лет, увидела свободное место. Направилась к нему и неожиданно почувствовала сильный удар в бок. Оказалось, что это место приглянулось еще одной пассажирке возрастом постарше. Она молниеносно отпихнула конкурентку и с видом победительницы водрузилась у окна.
– Зачем вы так? – с обидой в голосе спросила женщина, которую оттолкнули, – я бы и так вам уступила.
– Я старше тебя! Помалкивай! И чему тебя только родители учили? Совсем стыд потеряла! – уверенная в своей правоте вещала защитница прав пожилых людей.
Ее хамская манера и грубость неприятно удивили не только «пострадавшую», но и других пассажиров. Но еще более неприятным было то, что ревнительница справедливости не сомневалась в правильности своего поступка.
К счастью, мужчины реже становятся зачинщиками назиданий, которые имеют обратный эффект. Но уж если берутся, то держись!
С одним из таких представителей сталкиваюсь каждый день. Дядечка в возрасте методично и целенаправленно отучает подростков нашего двора от бранной лексики. Услышав грубые выражения, он никогда не пройдет мимо, но в пылу праведного гнева сам переходит на такие словечки, что хоть уши затыкай.
Он кричит на мальчишек, обзывает и, не ведая того, обогащает их словарь новыми бранными выражениями. Пробегаешь мимо «праведника» и невольно думаешь: «Хорошо бы заснять на видео его излияния. Пусть бы посмотрел на себя со стороны».
Мы редко задумываемся о правилах приличия. Забываем о них и падаем в пропасть негатива. Появился воспитательский зуд? А не лучше ли начать с себя? Не нравится нецензурная лексика? Перестань браниться сам. Хочешь, чтобы к тебе относились с уважением? Уважай других. Все до банальности просто.
Ситуации бывают разные, и люди встречаются разной степени воспитанности. Но стоит ли сразу переходить к обвинениям всего и вся?
Человек обращается за медицинской помощью и вдруг сталкивается с некомпетентностью, равнодушием, корыстолюбием и начинает обвинять всех, кто с этим родом деятельности связан. Обиженный человек начинает оговаривать всех врачей, медсестер, фельдшеров. Он делится этим мнением не только в частных беседах, но и в Интернете. Такими поступками он обижает людей, которые не имели никакого отношения к неприятному случаю. Среди медицинских сотрудников много честных, ответственных, бескорыстных, опытных специалистов. Чем же они виноваты?
Незаслуженные обвинения слышны в адрес педагогов, работников КСК, представителей силовых структур. Когда человек яростно вступает в бой «за справедливость», не лучше ли задуматься о том, насколько честно он сам поступает с другими людьми? Не зря же говорят, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом можно будет заняться и соринкой брата своего.
Все колонки автора