Веду младшего в школу на днях. Бегу, замерзая, вприпрыжку следом, а сын, не замечая минус 15 и пронизывающего ветра, по пути успевает обежать ступеньки магазинчиков, взобраться по железной лестнице на второй уровень торгового центра, спугнуть лениво расхаживающих голубей.
Навстречу несется такой же озадаченный парнишка лет восьми, размахивая мешком со сменкой. На бегу оглядываясь, кричит: «Әжека, ну давай быстрее, я отдохнуть хочу!» Бабушка, таща внуков рюкзак и пытаясь сохранить равновесие на скользком тротуаре с помощью тросточки, по возможности ускоряется.
Мне стало жалко пожилую женщину: холодно, скользко, а она мало того, что несет немаленький по весу ранец, так еще вынуждена спешить очевидно нездоровыми ногами. Хорош внучок – подгоняет вместо того, чтобы самому нести свои книжки-тетрадки. Но тут же сама себя и одернула: своему-то я тоже несу рюкзак! А почему? Да потому что жалко ребенка: ему еще 5 уроков грызть гранит науки, и даже на перемене их выпустят максимум в коридор, да и то в масках. А потом, после занятий, мы с ним помчимся домой, чтобы поскорее пообедать. Поскорее, потому что надо так же поскорее передохнуть и уже садиться за уроки – рисовать родственные связи на ветвях родового древа, учить стихотворения сомнительного (на мой субъективный взгляд) содержания и слога. А потом идти на тренировки…
Вспоминаю, как я училась. Да, задавали порой немерено, и я часами сидела со словарями – школа с углубленным изучением английского языка предъявляла свои требования. А помимо английского, были еще профильные предметы на языке Шекспира да 4 часа немецкого языка каждую неделю впридачу. Так-то, спецшкола и старшие классы!
Сейчас же у моего третьеклашки школьных дел, кажется, больше, чем у директора промышленного предприятия. И это при том, что занимается он дистанционно. Сами посудите: с 9 утра – онлайн-уроки стандартной продолжительности. Перемены – 5 минут. Сидят, таращась в экран компьютера, порой по 3 часа кряду (помнится, наш окулист настаивала на контакте с голубым экраном не более 20 минут в день). Насмотрелись на учителя – бегом в Online Mektep, где учеников ждут сначала видеоуроки, а потом закрепление материала по ним. Оценка – на выходе. Не появился в приложении (а система педантично фиксирует каждое действие или его отсутствие) – будь добр отчитаться, почему, и выслушать речь о собственной непутевости на следующий день в прямом эфире.
Осилили современные технологии? Тогда вперед делать домашку – в Kundelik уже вывесили. Не знаю, как в других школах, а у нас домашняя работа сдается по графику – первая, вторая, третья группы по очереди. Но дабы не расслабляться, я заставляю (да, именно заставляю) выполнять задания каждый день. Чего мне это стоит, рассказывать не буду, но порой хочется самой начертить все эти таблицы, провести эксперименты, ответить на глупые вопросы к тексту, только чтобы побыстрее. Но нельзя – должен сам. Хотя сидим все равно вместе – для поддержки штанов, так сказать.
Ах да, в промежутках между учебой еще же надо попасть в художественную школу и на таэквондо. Хвала небесам, там нет домашних заданий! Иначе я не уверена, кто сдался бы первым – я или сыновья. И когда дети просят разрешения прогулять какой-нибудь из кружков, я, признаться, близка к тому, чтобы позволить. Потому что опять вспоминаю себя: сколько было радости не пойти на занятия – учитель заболел.
И такой режим – из недели в неделю. Спрашивается – когда гулять? Когда быть обычными мальчишками и девчонками, которые валяются в снегу, лепят снеговиков? Своих ребят я порой буквально выгоняю на улицу подышать, но уже через час-полтора зову домой – «Уроки кто будет делать?»
Потому и жалко их, мучеников науки. И несем им рюкзаки, и помогаем разукрасить, и выписать, и сочинить – чтобы хотя бы немного оставить им времени на детство.