– Вот я тут припарковалась... – по первым же словам я поняла, о чем будет вопрос. Первым делом спрашиваю, в какой части города звонивший находится, далее – какой номер зоны. Уже сто раз всем повторяла, что «на 2, 3 и 11-й – бесплатно». Но следом обязательное: а ты уверена? А можешь посмотреть по приложению? И только услышав мое «Мамой клянусь», боязливый водитель успокаивается.
И тут судить людей нельзя. Нас настолько обложили казенными парковками, что срабатывает рефлекс: поставил машину и гипнотизируешь табличку взглядом – а точно ли номер парковочной зоны начинается с заветных цифр? И все равно в душе опасение. К которому в свое время присовокупилось и возмущение: а за что, собственно, платить? За кусочек земли, на котором никто не гарантирует целостность автомобиля? Ну, допустим, внемлю я уверениям, что в туристских зонах платные парковки – условие обязательное. Так, а где на тихих односторонних улочках настолько популярные локации?
Возмущали и таблички возле школ и больниц. И если подъехать к школе, довести ребенка до ворот и уехать получится за 15 минут (бесплатное время стоянки), то в больницы люди обычно приезжают не для того, чтобы добежать до входа и обратно.
Ну и венчающая все эти умозаключения мысль: я же плачу транспортный налог, почему я должна платить еще и за нарисованный прямоугольник на дороге?
Подобные сомнения раздирали не меня одну: коллеги пытались привлечь внимание к теме, наживая собственный опыт, делая запросы и интервьюируя юристов. Но всех все устраивало: автолюбители платили, даже там, где не надо, оператор продолжал монтировать новые паркоматы.
И вдруг – новость: столичным акиматом за несоблюдение договорных обязательств и игнорирование требований подано заявление в суд о расторжении договора с ТОО «Парковочное пространство Астаны».
А управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры направило письмо в департамент госдоходов с целью принятия мер в отношении ТОО, а именно возместить денежные средства всем тем, кто оплатил (по незнанию или из боязни?) бесплатную, по сути, стоянку.
Интересно, однако, получается. По заявлениям акимата, паркоматы и дорожные знаки установлены незаконно везде, кроме бульвара Нуржол. Но ведь не вчера они там, незаконные, появились! И не где-нибудь на отшибе, а буквально под носом у самого акимата. И у всех остальных госорганов. В чем была проблема, как минимум в течение года, потребовать демонтировать неугодное оборудование?
Акимат уверяет: уведомления о демонтаже «парковщикам» отправлялись, и не раз. Предупреждали и о невозможности взимания платы: официального постановления о запуске новых зон не было, они даже не были вбиты в базу. Может, все-таки сами не знали? Так мы писали! Отчего ж не читают наши местные власти газеты?
Выходит, парковочная компания два года самолично распоряжалась на государственных землях? Исходя из комментария акимата, да. Только вот глава компании «Парковочное пространство Астаны» заявил, что городская администрация получила все денежные выплаты и налоги от компании в рамках соглашения ГЧП.
Что будет предпринимать департамент по госдоходам, пока неясно – велели ждать вестей. Позиция «парковщиков» ясна уже сейчас: «Мы первая организация, которая открыто заявляет акимату о неисполнении договорных обязательств».
Будут ли мне еще звонить и спрашивать: «А тут бесплатно?», не знаю. Но хочется, чтобы у нас, жителей, был все-таки выбор.