Во время своего путешествия в Пакистан сделал для себя интересное открытие. Пишу «путешествие», потому что простой поездкой ту командировку трудно назвать. Выехав на машинах из Алматы, мы проехали Бишкек и, одолев горные дороги Кыргызстана, продолжали путь по территории Китайской Народной Республики. А конечной нашей целью был берег Аравийского моря.
Позади уже были 2 ночевки, когда в одном из сел мы увидели конную группу, игравшую не во что иное, как кокпар. Как выяснилось, это были таджики, но правила их игры мало чем отличались от принятых в наших аулах. Удивляться этому не стоит, известно, что кокпар зародился в незапамятные времена, когда Иран и Туран были одним культурным пространством, только всадники тогда боролись за тушу серого волка – көкбөрі. И хотя до места очередной ночевки ехать было еще далеко, мы задержались в этом селе, с интересом наблюдая за игрой и расспрашивая местных знатоков с помощью переводчиков. Особенно трудно было убедить продолжить путь наших коллег с телеканалов «Хабар» и BBC, то и дело чередовавших съемку соперничающих сторон со стендапами.
Вспомнил об этом эпизоде более чем десятилетней давности, перечитывая Бауыржана Момышулы. Недооцененный военным генералитетом, но ставший истинным генералом от литературы, учил нас: «нет национальной традиции, мешающей воевать, а есть национальная традиция, помогающая воевать».
Широко известный как комбат, Бауыржан Момышулы впоследствии командовал полком и дивизией. Герой войны, имя которого гремело по стране, в 50-е годы прошлого века преподавал на кафедре общей тактики и оперативного искусства Военной академии тыла и снабжения Советской армии имени Молотова, читал лекции по боевой подготовке в Высшей академии Генштаба. И вот тактик и стратег, положивший начало военной мысли в Казахстане, всерьез рассуждал о таких, казалось бы, легковесных вещах, как игры в асык, жилик и жасырынбак. Однако эти игры казахской молодежи, а также жарыс, курес, аксуйек, писал он, воспитывают в юноше сноровку, ловкость, увертливость, меткость, быстроту, упорство и прочие боевые качества, необходимые солдату в бою как воздух.
«Кокпар, байга, аударыспак, – продолжал уважаемый всеми Бауке, – традиционные национальные спортивные игры, вырабатывающие смелость, ловкость, физическую закалку, азарт, способность к риску с расчетом, даже способность к самопожертвованию ради чести и славы своей. В благородстве этих игр не может быть никаких сомнений. Эти игры воспитывают благороднейшие рыцарские качества в джигите, столь необходимые для солдата Красной армии».
Да, до «генерала от инфантерии» он так и не дослужился, но его авторитет в народе от этого не стал меньше. Потому цитировать Бауыржана Момышулы продолжают и 70 лет спустя. Национальный герой на собственном опыте убедился, что в воспитании боевых качеств колоссальное значение имеют военное прошлое народа и традиции. В его «Дневнике командира» читаем: «Совершенно недопустимо, чтобы душа солдата паслась на подножном корму. Я считаю преступлением, когда для бойцов-казахов на фронте не создаются условия для получения самого элементарного, скудного пайка из арсенала родного языка, родной литературы, родной музыки».
Сегодня среди казахстанцев набирают популярность горные лыжи и сноуборд, в современном боксе наши спортсмены в первых рядах, а дети начинают осваивать такую экзотическую игру, как американский футбол. И это прекрасно. Но надо ли предавать забвению конные забавы наших предков? Ведь мы – потомки кочевников, «джигитовавших на кончиках ушей» своих скакунов.