Нашла недавно среди вещей младшего сына контейнер. Обычный кухонный контейнер, самый маленький из набора ему подобных. Открыла и удивилась: внутри лежали… зубы!
Оказалось, что мой предприимчивый сын решил подзаработать.
– Мама, ну ведь так выгоднее: я соберу все зубы, которые выпадут, а потом положу их под подушку. Ночью зубная фея прилетит, увидит много зубов и оставит мне за каждый по монетке. И утром у меня будет куча денег, – втолковывал мне начинающий предприниматель.
Пожав плечами, «копилку» я положила на место – пусть сын воплощает задуманное, главное, чтобы у «феи» вовремя нашлось нужное количество монет. Придется отслеживать наполняемость контейнера, чтобы потом не бежать в магазин или аптеку за разменом и «правильным» номиналом.
Но в тот же момент задумалась: в мое время желания «обогатиться» у детворы практически не было. Во всяком случае, в таком юном возрасте. Правда, помню, как моя одноклассница «делала деньги»: тайком вытаскивала у папы из кармана сигареты, по паре штук в день. И когда у отца заканчивались табачные изделия, а идти в магазин ему было лень, девочка предлагала сделку на своих условиях: одна единица желаемого – 5 тенге. Учитывая, что обмен происходил году этак в 95-м, папина дурная привычка и дочкина смекалка обходились недешево.
Другая моя подруга ходила в магазин исключительно за «зарплату». То есть подход «вот тебе деньги, купи морковки, хлеба, молока, а на остальные ни в чем себе не отказывай» ее не устраивал, такса похода за продуктами была четко оговорена.
Сейчас же тема денег остро стоит даже в детском саду. Помню, года три назад опять-таки мой младший принес из садика купюру в 200 тенге, похваставшись, что «заработал». Источник заработка обнаружился быстро. Оказалось, что в садике уже давно процветает торговля всем, чем можно: куклами, роботами, наклейками. Мой отпрыск умудрился продать брелок – вещица приглянулась «коллеге» по группе. В садиковском «супермаркете» можно было отовариться и мобильным телефоном: кое-кто из детей приносил смартфоны с позволения родителей. Просто о цене никак не могли договориться.
Когда я написала о таких активных рыночных отношениях в родительский чат с предложением все же не давать детям в садик деньги, мамы посмеялись. Но спустя какое-то время в чате появилось сообщение: одна из родительниц хватилась дорогой помады, а дочка призналась, что продала ее в садике. Покупательницу вычислили быстро, но помаду было уже не спасти. Мамы опять-таки посмеялись, но договорились: пора следить и за вещами, и за кошельками. Почему шопингу не воспрепятствовали воспитатели, под носом у которых ежедневно совершались сделки, ума не приложу.
С другой стороны, думается: стоит ли запрещать детям интересоваться деньгами, когда начинать выдавать их на карманные расходы, сколько и как уследить, куда потратили? Почитаешь сетевых психологов, так обязательно придешь к выводу, что ты все делаешь не так. Совсем не давать («мы сами тебе все купим») – плохо, давать по первому требованию – еще хуже. В Интернете в основном призывают обучать финансовой грамотности с малолетства. Может, оно и верно, иначе будет, как в одной моей знакомой семье: главе семейства уже 40 с хвостиком, а он по-прежнему не умеет распоряжаться деньгами, спуская зарплату на всякую ерунду в первые же дни. Грешит при этом на родителей: «Когда всем моим одноклассникам выдавали на мороженое, мне денег не давали, потратишь, мол, не туда. И так до окончания школы. Ну вот я так и не научился с ними обращаться – опыта надо было набираться с детства».