«Модницами» наши мамы и бабушки традиционно называли вычурно и ярко одетых дам. Чтобы заслужить звание модной персоны, необходимо было надеть нечто дорогое, интересного фасона, зачастую неудобное и непрактичное. Дополнить образ стоило бы прической невообразимой конструкции, дорогими и чаще всего бесполезными сумочками, шарфами и другими аксессуарами.
За долгие годы весь мир привык воспринимать фэшн как искусство в чистом виде. Указание на утилитарное отношение к моде, намек на то, что некто ищет в «от кутюр» практическую пользу, стал уже чуть ли не оскорблением. Пожалуй, именно по этому принципу «искусства ради искусства» в фэшн-мире пандемия ударила в первую очередь. И разбила его на неприглядные осколки, потому что современным трендом стали халаты, пижамы и бесформенные одежки-подушки, дополненные маской на лице.
Модные дома разрабатывают уникальные дизайны средств защиты, выходы на подиумы все чаще проходят в онлайн-трансляции, а модели появляются в ярких масках. Это, конечно, экономия на макияже, но мода в прямом смысле остается без лица.
Новой «фишечкой» стала мини- или даже микросумочка для санитайзера, прикрепленная в нестандартном месте – на бицепсе, на плече или даже на штанине в районе колена. Санитайзеры встраивают в украшения, чехлы для телефонов и брелоки для ключей, оформляют в виде помады, духов или наливают в бутылочки, инкрустированные кристаллами. Оригинальность форм, расцветок и необычность материалов покидают мир одежды и становятся важной для масок и санитайзеров.
А вот аутфиты стремительно эволюционируют в сторону пижамно-халатно-рубашечного формата. Причем стиль пижамки можно увидеть сегодня в линейке вечерних нарядов, которые оказываются вполне уместны на онлайн-встречах и праздниках в zoom. Покрой халата встречается в пошиве осенних и зимних пальто, а больше всего положительных отзывов у критиков получают линейки модной одежды, напоминающей очень комфортные, но слегка бесформенные спортивные костюмы.
«Пробежка» по доступным в Казахстане магазинам одежды, в том числе и брендовой, показала, что мир моды изменился, и такое ощущение, что безвозвратно. В тех вещах, что популярны сегодня, бабушка вряд ли назвала бы вас модницей. А, вероятнее, отправила бы переодеваться во что-нибудь приличное, потому что «в таком в люди выходить нельзя».
Тем не менее эксперты разного уровня радостно рассуждают о том, что мир приходит к более осознанному потреблению, утилитарное отношение к высокой моде – уже не оскорбление, а объективная реальность. Потому мода перестает быть только ради эстетики и принимает в себя принципы удобства, «здоровых» и даже «умных» тканей, которые заботятся о комфорте и здоровье их владельца. И если оригинальность формы приходится приносить в жертву простоте, удобству и комфорту, значит, так тому и быть.
Как говорилось в одной старой песне, «Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить». Так и решили все крупные бренды, а за ними и мелкие. Находчивые дизайнеры в Казахстане уже выпускают маски с орнаментами и надписями и предлагают нанести на любимую футболку или пижамку оригинальную надпись, цитату из произведений Абая, одним словом, добавить к кэжуалу национальный колорит.
Если дать волю фантазии и представить, как эволюционирует мода в результате затянувшегося карантина, то легко представить онлайн-трансляции из домашних студий, где модели выглядят как шарообразные плюшевые игрушки без лица. Это еще раз доказывает, что мода может выжить в любой неблагоприятной среде и эстетизировать все, что угодно, включая вынужденные атрибуты пандемии.