Пятница. Разгар рабочего дня. На телефон звонят с незнакомого номера. Из-за специфики работы журналисту снимать трубку приходится всегда. На другом конце провода молодая девушка представляется сотрудницей банка Валерией и заявляет, что видит все мои банковские карты, так как они привязаны к одному счету, просит подтвердить их наличие и начинает выспрашивать у меня конфиденциальную информацию. Говорит торопливо, но уверенно и даже навязчиво, требует отвечать на поставленные вопросы.
Я в недоумении, интересуюсь, почему сведения о картах разных банков второго уровня сведены в один счет? Девушка отвечает, что поскольку она является сотрудницей банка, а я нет, ей лучше знать. На этом аккорде я понимаю, что пополнила число жителей нашей страны, до которых дозвонились мошенники, но Валерия не унимается. Она уверяет, что с одной из моих карт пытались перевести 60 тыс. тенге некоему Богдану. Отвечаю, что таких средств на счете нет. Тогда мадмуазель мешкается пару секунд, а потом настойчиво просит сообщить в каких еще банках я обслуживаюсь. Я также настойчиво сообщаю, что она не имеет права задавать такие вопросы, и Валерия, полагаю, разочарованно бросает трубку…
После звонка аферистки я обратилась в банк, где, конечно же, сообщили, что попыток движения средств с моего счета не было, а мне «посчастливилось» столкнуться с интернет-мошенниками. Сотрудники банка убедительно просили не сообщать третьим лицам подробности, связанные с банковскими счетами, а также любые личные данные. После беседы со специалистами банка я сообщила номер, с которого был совершен звонок, и все имеющиеся данные в правоохранительные органы. Но информация, полученная позднее, меня просто обескуражила…
Оказывается, есть случаи, когда желающие «развести» доверчивых граждан проходимцы, не получив ожидаемого, буквально превращаются в злобных фурий. Недавно очередная «представительница банка» дозвонилась до коллеги, которая, сразу смекнув, в чем дело, сообщила мошеннице о том, что ее коварные планы раскрыты. Такое положение вещей ее не устроило, и вместо того, чтобы раскланяться, дамочка на другом конце провода решила перейти к угрозам, которые были записаны на диктофон. «Днями и ночами буду Вам звонить. Просто буду звонить и желать смерти, Вам и всей Вашей...
семейке…» – не стесняясь выпалила она. Любопытно, что мошенники даже не прячутся, скрывая номера, ведут долгие беседы и говорят своим голосом. А, как выясняется, в последние несколько месяцев ситуация приобрела массовость: звонки «счастья» не раздаются разве что из утюгов.
На сегодня в Мангистауской области зарегистрировано 267 случаев мошенничества, 115 из них совершены в сети. За первые 3 месяца текущего года количество случаев интернет-мошенничества увеличилось в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Но это, разумеется, только зарегистрированные случаи. А сколько обманутых, что не обратились в соответствующие органы?
Полицейские дают целый ряд рекомендаций по поводу того, как обезопасить себя и близких от кибер-мошенников. Например, при покупках-продажах через Интернет для перевода денег достаточно номера карты – иная личная информация может быть использована для выдачи кредита на ваше имя. Никто не должен знать пароли от банковских карт. Фотографии удостоверения личности и водительских прав нельзя публиковать в социальных сетях или передавать посторонним лицам. Преступники также могут использовать их для получения кредитов на ваше имя или для открытия страниц в соцсетях в мошеннических целях. Нежелательно открывать незнакомые ссылки или письма в электронной почте и нельзя предоставлять в ответ личную информацию. Также сотрудники правоохранительных органов рекомендуют установить антивирусное программное обеспечение на смартфоны и компьютеры – оно защитит устройство и предупредит о поддельных сайтах и спаме.
А вы уже столкнулись с мошенниками? Сообщили им персональные данные или отделались легкими проклятиями?