Словосочетание «наурызовские каникулы» многим пришлось по нраву. Инициативу министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы сделать праздник Наурыз более узнаваемым подхватили все отечественные СМИ. Глава минкульта предложил, чтобы в дни празднования наступления весеннего равноденствия дети были в центре всеобщего внимания.
Как известно, официальное признание «тюркский Новый год» получил после выхода Указа Президента страны Нурсултана Назарбаева «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы» 15 марта 1991 года. Красный день в календаре у большинства ассоциируется с баурсаками и наурыз-коже, по аналогии с Новым годом этот весенний день мы стремимся провести за богатым дастарханом, отметить на широкую ногу. На улицах и площадях как грибы после дождя вырастают алтыбаканы, народ развлекается национальными забавами, проходят состязания акынов.
Странного в этом ничего нет, ведь долгое время, с 1926 года, Наурыз мейрамы был под запретом, его причислили к религиозным праздникам. Вновь праздновать его стали с 1988 года, но за десятилетия мы забыли истинное содержание этой даты в календаре. Между тем наши предки связывали празднества с весенним равноденствием и придавали им философский смысл.
Наурыз в древние времена называли «глотком первого дня Нового года», иранские и тюркские племена отмечали Новый год по солнечному календарю. При Ахеменидах его на вооружение взяли зороастрийцы, продолжили отмечать и с приходом ислама. О его древности говорит тот факт, что он упоминается в поэме «Шахнаме».
У наших предков, как и у других тюрков, год начинался с 22 марта – времени наступления весеннего равноденствия. Для казахов небо было подобием раскрытой книги, звезды и созвездия, наблюдаемые невооруженным глазом, чабаны знали наперечет – следили за их движением, временем их появления и исчезновения, расположением космических объектов по отношению друг к другу. По небесным телам кочевники ориентировались не только на местности, но и во временах года.
Судя по названию Полярной звезды (Темір казық), казахи давно знали, что это небесное тело в Северном полушарии неподвижно. Наблюдая особенности передвижения Үркер (звездное скопление Плеяды), можно определить стороны света и время, а замысловатый маршрут планеты Шолпан (Венера) степняки связывали с разными приметами. Появление, исчезновение и расположение на небе Үркер, Үшар қар-таразы (Орион) и звезды Сүмбіле (Сириус) воспринимались как предвестники изменений в погоде. Возникновение на небосклоне Сүмбіле в конце лета совпадало с созреванием урожая, а скот, главное богатство степняка, прибавлял в весе. И кочевники знали, что нужно готовиться к холодам. Тучность стада и богатый урожай не сильно зависели от траектории движения звезды, но наблюдая изменения в природе, казахи связывали их с космосом. И, страдая от сильных морозов зимой, люди с нетерпением ждали весеннего потепления и обновления природы.
Предложение министра культуры и спорта привлечь к этому празднику внимание молодежи совпадает с общей тенденцией возрождения наследия предков, стремления через восстановленные традиции и обычаи обогатить не только отечественную, но и мировую культуру. Широкое участие подрастающего поколения в праздничных торжествах вызовет у него интерес к знаниям, которыми обладали предки, к их опыту жить в гармонии с окружающей средой, откроет перед пытливыми, молодыми умами завораживающий мир космического пространства. И это тем более актуально, что уже в апреле мы будем отмечать Международный день полета человека в космос.
Все колонки автора