Последняя поездка из Шымкента в сторону Сарыагашского района заставила всерьез задуматься о состоянии наших дорог. Сразу за Казыгуртом автомобиль, на котором ехала, то и дело напоминал корабль, качающийся на волнах. Местами на трассе произошла легкая просадка грунта и бетонного покрытия, где-то наметилась характерная колея. Казалось бы, с чего такому случиться? Дорогу только построили, вложив огромные деньги. Может, все дело в том, что дорожные строители выполнили свою работу некачественно?
Решила обсудить этот вопрос со знакомым предпринимателем, на протяжении многих лет занимающимся грузовыми перевозками. Принадлежащие ему многотонные большегрузы зачастую курсируют именно в этом направлении. Так вот бизнесмен считает, что причина подобного разрушения наших дорог – в банальной перегрузке на ось. Отсюда образующиеся волны и колеи. Дескать, предприниматели стараются при минимальных затратах получить максимальную выгоду, вот и грузят полторы, а то и две весовые нормы груза. Одним словом, подход на извлечение выгоды любой ценой не изменился, хотя нагрузка на ось на трассе после проведения строительства автобана увеличилась.
Естественно, подобный подход наказуем. Но риск, как говорится, уместен: можно проскочить незамеченным и тем самым хорошо сэкономить на доставке сверхнормативного груза. Как вариант, в случае остановки можно попробовать на месте договориться с инспектором. В крайнем случае заплатить штраф.
Слушая откровения собеседника, не удержалась, чтобы не спросить, поступает ли он сам таким образом? Признался: было дело. Но сейчас, видя, какие государство прикладывает усилия для приведения дорог в порядок и какие затрачивает на это финансовые средства, пересмотрел свой подход к организации грузоперевозок. И даже призвал своих коллег последовать его примеру, а не гнаться за сиюминутной выгодой. Из чувства патриотизма к малой родине, тем самым внося свой вклад в общее дело сохранения дорог и создания комфортной среды для живущих здесь людей.
К тому же дороги на юге особенно уязвимы в летний зной. От жары плавится и проседает асфальт и разрушается дорожная подушка. Так, может быть, не стоит уповать на совесть и законопослушность перевозчиков и пришло время внедрить в стране опыт соседей? Недавняя поездка на Иссык-Куль показала, что днем на трассе нет ни одной фуры. Это показалось несколько странным. Оказывается, министерство транспорта и дорог Кыргызстана ввело этим летом ограничение для фур. Чтобы дороги служили дольше, в летнее время в стране действует так называемый «тепловой режим». Он предполагает, что при температуре на улице более 28 градусов тепла с 9 утра до 8 часов вечера запрещается передвижение грузовиков.
У нас этим летом тоже озаботились состоянием дорог. Заместитель главы Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов заявил, что Казахстан занимает 106-е место из 140 по качеству автомобильных дорог. И сам же объяснил, что столь низкое место в мировом рейтинге в значительной степени обусловлено коррупцией. На совещании с представителями Министерства индустрии и инфраструктурного развития чиновник привел статистику, свидетельствующую, что за последние три с половиной года в сфере строительства дорог пресечено порядка 100 коррупционных правонарушений.
Последовали громкие разоблачения сотрудников «КазАвтоЖола», «Казахавтодора», местных исполнительных органов, Центра качества дорожных активов и представителей других структур, призванных блюсти порядок на дорогах и контролировать качество их строительства. В числе причин коррупции на больших дорогах борец с коррупцией назвал взяточничество при подписании контрактов, хищения бюджетных средств при проведении государственных закупок, а также покровительство незаконной предпринимательской деятельности и непринятие административных мер в отношении нарушителей. Надо полагать, две последние позиции напрямую касаются того, о чем в частной беседе откровенно поведал мой визави.
Все колонки автора