Коллега на днях прислал забавное видео об учительнице, имеющей «наглость» утверждать, что 2 плюс 2 получится 4. Попытки почтенной дамы наглядно объяснить упрямому Дени задачку с помощью четырех фломастеров не увенчались успехом. Упертый мальчишка настойчиво повторял, что ответ – 22. И точка.
На математичку, «попирающую» права ребенка, ополчились родители, пресса, общественность. Директор школы потребовал, чтобы возмутительница спокойствия извинилась перед вундеркиндом и его родителями, но педагогиня проявила завидную стойкость. И была вознаграждена. Вместо 4 тыс. долларов, положенных ей после увольнения, она потребовала 22 тыс. Крыть шефу было нечем!
История эта, конечно, вымышленная, но зерно горькой правды в ней есть. Хамство детей и произвол родителей – отнюдь не редкое явление.
– Все, больше не могу! Подала заявление об увольнении, – поделилась подруга-филолог.
Она посмела в корректной форме сделать замечание старшекласснику и услышала в ответ: «Достала уже!» Может быть, Нина Алексеевна и сумела бы наладить контакт с учеником, но когда узнала, что его родители написали на нее жалобу, опустила руки.
Подобные инциденты случались и раньше, но опытному руководителю школы удавалось грамотно разрешить ситуацию. Хама заставляли извиниться, родителей приглашали на встречу с «провинившимся» педагогом. В доверительной беседе удавалось успокоить жалобщиков и отстоять учителя.
Нина Алексеевна и на этот раз готова была простить амбициозного ученика и объяснить «предкам», почему разрешает пользоваться телефонами на уроках литературы. Причина проста – отсутствие текстов. На вопрос, почему не принес книгу, она часто слышала ответ: «У нас дома нет книг».
Ситуацию осложняло и то, что в школе поменялся директор. Дама, возглавившая коллектив, страшно испугалась родительского письма: «А вдруг они еще выше напишут?!» Так что, о том, чтобы приструнить «победителя», и речи не было. Случилась просто живая иллюстрация к рассказу Чехова «Человек в футляре», герой которого очень опасался: «Как бы чего не вышло!» К месту здесь вспомнить и булгаковского персонажа из «Мастера и Маргариты», утверждавшего, что «трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Так оно и есть.
– Я не из пугливых, а из терпеливых, – делилась своими переживаниями Нина Алексеевна, – терпела ранние подъемы, утомительную дорогу до школы, беготню из кабинета в кабинет, кипы тетрадей…
Единственное, что ей было невмоготу, это вызывающее поведение подопечных, диктат родителей и трусость администрации. Когда по школе пронеслась весть о том, что Нина Алексеевна уходит, к ней по одному стали подходить коллеги со словами благодарности, сочувствия, поддержки. А потом потянулись дети: «Благодаря вам я полюбил литературу!», «Вы научили меня верить в себя!» Просто праздник со слезами на глазах получился!
Случившееся с героиней моего повествования не только символично, но и симптоматично. Стычки с учителями не такая уж и редкость. Но обиднее всего, что из школы уходят преданные профессии, любящие детей и знающие свой предмет педагоги. Можно, конечно, сказать: «Все нормально! Ничего личного!»
Личное – только реакция педагога: «Я не проглочу, не прогнусь, не позволю пубертатному подростку наглеть, а людям, не являющимся ни педагогами, ни филологами, учить меня преподаванию».
К счастью, без работы Нина Алексеевна не осталась. О ней позаботились ее выпускники. Да и обида уже растворилась. Остались только вопросы.
– Почему? – спрашивает она, – пилот имеет право выдворить дебошира из самолета, врач выписать неадекватного пациента за нарушение режима, а педагог не может поставить на место хама?
Все колонки автора