«Командир должен иметь командный голос», так учили в полковых школах военных лет. Помните суворовца Ваню Трофимова из кинофильма «Офицеры», по сценарию вырабатывавшего командный голос?
Подумал об этом киношном эпизоде, прочитав об учебно-методическом сборе заместителей командующих родами войск и войсками региональных командований, начальников гарнизонов по воспитательной и идеологической работе. Помимо докладов о современных международных отношениях и проблемах безопасности, о формах и методах работы, направленных на предотвращение распространения деструктивных религиозных идей, замполиты прослушали лекцию о приемах ораторского искусства.
Бесспорно, умение убеждать своих подчиненных офицеру-воспитателю очень сильно может пригодиться. Взять тот же фильм «Офицеры», после того, как его посмотрели миллионы ребят призывного возраста, количество желающих поступить в военные училища выросло в 20 раз. В 2013 году в Москве появился памятник героям фильма «Офицеры» – встреча после долгой разлуки двух боевых товарищей, супруги и внука генерал-майора Алексея Трофимова. Еще через пять лет в Главном управлении кадров Министерства обороны России открылась скульптурная композиция «Офицеры», посвященная командиру взвода Алексею Трофимову и командиру эскадрона Георгию Петровичу. А за спинами офицеров знаменитая фраза комэска – «Есть такая профессия – Родину защищать!» Персонажи с киноэкрана оказались настолько убедительны, словно существовали в реальной жизни. Возможно потому, что многие из них – и исполнители ролей, и работавшие в съемочной группе, – прошли через войну.
К такому же произведению искусства, ставшему символом защитника Родины, можно отнести фотографию «Комбат» Макса Альперта. Обретший знаменитость фотоснимок командира, поднимающего солдат в атаку с зажатым в вскинутой вверх руке пистолетом ТТ, вошел в анналы истории Второй мировой войны. Одна из самых ярких и выразительных фотографий времен Великой Отечественной войны с самого своего появления вызвала жаркие споры. Название «Комбат» придумал автор снимка, фотография сразу стала очень популярна, все знали историю ее создания, однако личность запечатленного на ней офицера долгое время оставалась неизвестной.
Макс Альперт обосновался в окопах батальона, который ему указали в штабе полка, бойцы его прежде находились в резерве и на передовых позициях оказались впервые. Между тем им на следующий день предстояло выбить немцев с высотки. Фотокорреспондент познакомился с командиром батальона, оказавшимся простым и общительным человеком, он до войны работал в конторе какого-то завода.
Перед наступлением командир батальона вышел из блиндажа и, повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой держа пистолет, в патриотическом порыве поднял бойцов в атаку. «В те считанные секунды», вспоминал позже фотокорреспондент, «когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той нижней точки съемки и сфотографировал командира в момент его большого душевного напряжения».
Однако позднее было объявлено, что на фото изображен младший политрук Алексей Еременко. После войны на Аллее боевой славы в Запорожье установили созданный по мотивам фотографии барельеф «Комбат». Этот же снимок использован в почтовой марке, посвященной столетию со дня образования органов военно-политической работы в армии. В конце концов, фотография эта стала одним из символов Второй мировой войны не только на постсоветском пространстве.