Звонкая история кочевников

9334
Раушан Шулембаева

Шертер или кобыз: чье первородство?

Народная пословица «Нағыз қазақ казак емес, нағыз қазақ – домбыра» емко и точно характеризует трепетное отношение к инструменту, на инкрустацию которого порой не жалели драгоценных камней, кости и серебра.

Домбру еще образно называют звонкой историей кочевых народов. Этот простой на первый взгляд инструмент удивительно разнообразен: в разных регионах Казахстана можно встретить разные формы домбры: каплевидные, трапециевидные и треугольные, миниатюрные и большие, с длинным тонким грифом или коротким потолще. При этом все они в основном двухструнные, хотя встречаются и с тремя струнами.

Но откуда такое разнообразие домбр? Какую из них можно считать первоосновой? И вообще, когда и как родился этот инструмент, сочетающий в себе гениальную простоту и эстетическое музыкальное совершенство, универсальность солирующего, аккомпанирующего, ансамблевого и даже оркестрового инструмента?

Музыковед, заслуженный деятель искусств РК, кавалер ордена «Парасат» Юрий Аравин предлагает в поисках ответа обратиться к кобызу. Хотя домбра и кобыз – инструменты совершенно разные по природе звукоизвлечения

– Кобыз не столь распространен в быту казахского народа, как домбра, но впечатляет и своей формой, и главное, звучанием, – говорит Юрий Петрович. – Кобыз столь загадочен, что невольно вызывает завораживающие образы глубокой древности, какого-то таинства. Легенда гласит, что его изобрел Коркыт в далеких VIII–IX веках. Образ Коркыта, искавшего бессмертие, и история создания им кобыза – это красивая и одновременно глубокая философская легенда. На домбре играют пальцами, а на кобызе – смычком, причем приемов игры здесь очень много. На домбре струны жильные, а на кобызе – из конского волоса. Хотя на старинных домбрах струны иногда тоже изготавливались из конского волоса. Согласитесь, трудно отдать какому-либо из этих инструментов первенство. Но есть еще один инструмент, на котором играли и щипком струн, и смычком, то есть он соединил в себе характеристики и домбры, и кобыза. Может, его можно назвать их прародителем?

Называется этот инструмент шертер, он был популярен вплоть до XIX века. Скорее всего, в нем таится отгадка рождения домб­ры и кобыза, которую пытаются раскрыть вот уже много лет. Универсальный шертер в стародавние времена выдалбливался из цельного куска дерева. Интересно, что на самых ранних образцах корпус инструмента был вообще открыт, без деки. Позже появились деки из сыромятной кожи, а на домбре мастера стали закрывать корпус деревянной декой. Так складывался облик современной домбры, который можно проследить на примере ее прародителя – шертера.

И еще интересный факт из истории казахской домбры сообщил Юрий Петрович. Оказывается, на основе различных типов домбр сложились разные традиции исполнительства: төкпе (удар всей кистью) и шертпе (извлечение звука щипком). Быстрые, наполненные пафосом төкпе-кюи бытовали в основном в западных областях. А мелодичным и лиричным шертпе-кюям отдавали предпочтение в остальных регио­нах нашей страны.

Домбырашы қыз

Кстати, старинная домбра, выдолбленная из цельного куска дерева и принадлежавшая поэту, певцу и композитору Акану-сері (Акжигит) Корамсаулы
(1843–1913), хранится в Музее народных музыкальных инструмен­тов им. Ыхласа. Здесь домбре посвятили сразу два музейных зала, с их экспозициями можно ознакомиться на сайте.

Старший научный сотрудник музея Нурлы Ибадуллина сообщила, что время изготовления домбры Акана-сері, а также имя мастера, к сожалению, так и осталось тайною. Известно, что Акан-сері с юнос­ти увлекался поэзией и музыкой, любил участвовать в поэтических состязаниях, за это в народе его прозвали сері – поэтом-песенником. Около 50 музыкальных произведений Акана составили золотой фонд культуры Казахстана.

Прежде чем попасть в музей, домбра Акана-сері хранилась у потомков красавицы Актокты, в которую был влюблен поэт, но ее уже сосватали за местного бая. Затем инструмент попал в руки известного писателя Сакена Жунусова, когда он работал над романом, посвященным Акану-сері. И наконец, в 2017 году благодаря дочери Сакена Жунусова Гульмире раритет, изготовленный по древним технологиям кочевников, передали в музей им. Ыхласа.

Каждый экспонат в музее имеет удивительную историю, многих из них касались руки прославленных кюйши, композиторов и писателей. Музейные работники гордятся таким раритетом, как домбра ученицы великого Курмангазы – Дины Нурпеисовой.

– Дека домбры Дины Нурпеисовой орнаментирована, а еще она интересна тем, что на ней есть фото Жамбыла Жабаева, – рассказывает Нурлы Ибадуллина. – Изготовил домбру в 1950-х годах известный мастер Камар Касымов и подарил Дине. В 1965-м сын Дины Мурат Нурпеисов передал инструмент в фонд историко-крае­ведческого музея Гурьева. Но в 1981-м благодаря содействию государственного деятеля Узбекали Джанибекова наследие Дины «переехало» в музей имени Ыхласа.

Известный кюйши-композитор Дина Нурпеисова (1861–1955) родилась в местности Бекетай, что в Западно-Казахстанской области. За любовь к музыке и виртуозную игру ее с детства прозвали домбырашы қыз. Услышав про талант Дины и ее любовь к кюям, великий Курмангазы сам пришел к ней и благословил.

Есть в музее им. Ыхласа ин­струменты, на которых играли Жамбыл, Махамбет Утемисов и другие легендарные поэты и музыканты.

Особое внимание привлекает личная домбра поэта и композитора, основателя письменной казахской литературы Абая Кунанбаева (1845–1904). Это трехструнный, 8-ладовый инструмент с 10 звуковыми отверстиями, на котором играли Абай и его сын Акылбай.

Затем домбра перешла к сыну Акылбая – Исраилу. Внук великого поэта участвовал с этой домброй в областных, республиканских конкурсах. В 1959-м после смерти Исраила его дочери передали нас­ледие Абая в литературно-мемориальный музей в Семипалатинске. С 1981 года домбра хранится в музее им. Ыхласа в Алматы.

По словам Нурлы Ибадуллиной, на основе этого оригинального инструмента были сделаны 4 копии. Известно и то, что сам Абай заказывал несколько музыкальных инструментов, но затем все подарил разным исполнителям и поэтам.

Сага о домбре

В Музее народных музыкальных инструментов им. Ыхласа открыта интересная экспозиция в Зале мастеров, которая напрямую связана с первым респуб­ликанским конкурсом «Аңыз домбыра».

Конкурс собрал лучших мас­теров Казахстана, каждый из которых представил на суд жюри по две собственноручно изготовленные домбры для вокального и инструментального или ансамблевого выступления. У казахов есть выражение «қоңыр дыбысты домбыра», в образном переводе означающее мягкое, задушевное и одновременно глубокое звучание, которое и стало приоритетом для жюри.

Домбру – самый любимый и распространенный инструмент у казахов – изготавливают из дерева высокого качества. В основном из клена, бука, ясеня и березы. К примеру, один из конкурсантов по имени Бауыржан из города Шу Жамбылской области привез на конкурс две домбры из кудрявой и сибирской берез. Разница между ними, как пояснил он, в толщине дерева: стенки у домб­ры, которая рассчитана для песенного выступ­ления, чуть толще. Кроме того, сага – место соединения грифа домбры с корпусом – также требует соблюдения строгих правил. К примеру, она не должна быть слишком равномерной.

Представленные членам жюри инструменты оказались настолько хороши, что первое место они присудили сразу двум участникам, назвав их «жұмыр шанақты домбыра» и «қалақ шанақты домбыра». Второго места удостоились тоже два мастера. А на третью ступеньку пьедестала почета взошли сразу 4 участника. Гран-при присудили домбре Бакытжана Дилманова. Подробно об их инструментах можно узнать на сайте музея им. Ыхласа.

Из каменного века

Старинным музыкальным инструментам посвятили экспозицию и в Государственном музее искусств им. А. Кастеева. В честь Дня домбры специалист экскурсионного отдела Шолпан Нугуманова подготовила специальную виртуальную экскурсию.

– Народная музыка и инструмен­ты – это наше культурное наследие, которое передавалось из поколения в поколение и дошло до нас через тысячелетия, – говорит она. – Казахский народ внес свою лепту в развитие музыкального искусства человечества и создал замечательную пословицу «Нағыз қазақ казак емес, нағыз қазақ –домбыра». Это еще раз подтверждает, что домбра была неотъемлемой
частью философии бытия казаха.

О древности домбры свидетельствуют археологические находки. Шолпан Нугуманова напомнила о наскальных рисунках Тамгалы-Тас с танцующими людьми и домброй. Этот
фрагмент наскального изображения эпохи неолита также находится в Музее народных музыкальных инструментов им. Ыхласа в Алматы.

В древности люди обожествляли домбру. Поэтому не случайно, как подчеркнула экскурсовод, названия частей домбры схожи с анатомией человеческого тела. Как и человек, инструмент имеет бас (голову), екі құлақ (ушки), которыми настраивают струны. Далее идет мойын (гриф-шея), где расположены перне (лады). Круглое отверстие – резонатор, ниже которого находится кіндік (пупок), на который наматывают ішек (струны) и насаживают их на үлкен тиек (опору).

Домброй дорожили, ее инкрус­тировали драгоценными и полудрагоценными камнями, верблюжь­ей костью, серебром, металлом. Но тут возникает воп­рос: а какой клей использовали древние мастера? И невольно удивляешься их наблюдательнос­ти, поскольку для этого они изоб­рели очень простую технологию.

Голову и конечности животного предварительно опаливали огнем, затем долго варили, чтобы кожа (құйқа) стала мягкой словно желе. Ее счищали с кости, сушили на солнце, пока куйка не затвердевала, как камень. При необходимости ее размягчали на водяной бане, а получившейся густой жидкостью клеили кости, серебро и дерево. Судя по сохранившимся инструментам XIX века – клеили на века.

Но вернемся к легенде о домбре, которая прозвучала во время музейной экскурсии. Оказывается, этот инструмент людям подарила сама природа. Но произошло это событие благодаря сообразительности и находчивости одного джигита, который любил охотиться в горах.

Однажды он поднялся высоко и меткой стрелой убил марала. Но спуститься с тяжелой тушей оказалось непросто. Тогда он выпотрошил внутренности животного и выбросил. С тех пор прошло немало времени. И вот однажды охотник вновь поднялся в горы и именно на то место, где застрелил марала. Погода была прекрасной, легкий ветерок теребил ветви, как вдруг послышался мелодичный звук. Джигиту стало любопытно: откуда в горах такие необычные звуки?

Выйдя из зарослей, он увидел разбросанные ветром на ветках и высушенные солнцем внутреннос­ти марала, которые он когда-то сам выбросил. При легком дуновении истонченные под жаркими солнечными лучами кишки, будто струны, издавали звук, похожий на пение птиц. А когда ветер набирал силу, то слышался словно стремительный бег коня.

И тут джигита осенило: сама природа подсказывает ему, что делать дальше. Он схватил охотничий нож, вырезал из дерева грациозную форму-чашу с тонкой длинной ручкой, напоминаю­щей девичий стан, и натянул на нее кишки-струны. Когда он их тронул, в ответ струны запели и словно заговорили с человеком. С тех пор инструмент стали называть домброй.

С любимыми не расставайтесь

Музей искусств им. А. Кастеева проводит такой интересный проект, как «Ожившие картины». В зале, где размещены полотна известных художников, современные музыканты исполняют любимые многими мелодии. Так «оживает» картина Абрама Черкасского «Портрет Дины Нурпеи­совой и Джамбула Джабаева» 1946 года, посвященная акынам и их огромному вкладу в домбровое искусство. Абрам Черкасский представил Дину увлеченной игрой на домбре, а Жамбыла – восхищенным ее мас­терством и поэтическим даром.

С любимой домброй не расставался и сам Жамбыл. Именно с ней изобразил его в 1937 году замечательный мастер живописи и акварели Абылхан Кастеев. Другой прекрасный портрет акына написал в лучших традициях европейской живописи в 1936 году художник Александр Риттих. Он изобразил Жамбыла, исполняющего на домбре вольнолюбивые песни казахов. До конца своей жизни, а прожил поэт почти 100 лет, Жамбыл живо откликался на все события, происходившие в стране. Выразительность и правда живописного образа поэта покоряют зрителей.

– Современная домбра усовершенствованная, видоизмененная, более крупной формы, – продолжила экскурсию Шолпан. – Этому способствовал композитор, дирижер и просветитель Ахмет Жубанов. Дело в том, что в 1930–1940-е годы в Алматы соз­давался Оркестр народных инструментов имени Курмангазы, открылся факультет народных ин­струментов в Алматинской консерватории. И для созвучия домбры, кобыза с другими оркест­ровыми инструментами возникла необходимость в их более крупных формах. Потребность в небольших инструментах, удобных для кочевника в каждодневных поездках, отпала.

Ахмет Жубанов пригласил из российской Тулы музыкальных мастеров – братьев Романенко. Вместе с местным ағаш ұста (специалистом по деревянным инструментам) Камбаром Касымовым и другими народными мастерами они разработали новый дизайн и формы для домб­ры и кобыза. Именно такие инструменты сегодня используют музыканты.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Этностиль остается на пике популярности
Казахский должен стать языком межнационального общения
Черепахи умеют улыбаться
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
Превратили остановку в арт-объект
Легионеры будут уповать на меценатов
«И Родина щедро поила меня…»
Эмоции взяли верх
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]