Главная страница

Золотая Орда: мифы и правда

Малоизвестные страницы истории Улуг улуса, известного широкой аудитории как Золотая Орда, обсудили в ходе заседания «круглого стола» на площадке ИМЭП отечественные и зарубежные ученые и эксперты.

Колыбель наших народов

Насколько интересна история Золотой Орды жителям Казах­стана, чем вызвана актуальность этой исторической эпохи в нашей стране? Напомним, что во время участия в международном туристском форуме «Улытау-2019» Президент РК Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимос­ти празднования в Казахстане 750-летия Золотой Орды.

– Если вспомнить о казахских ханах, то они никогда не считали себя правителями отдельного, тем более нового государства. В их представлении они были такими же правителями улуса Джучи (Золотой Орды), как и их предки, – отметил модератор «круглого стола», историк и эксперт ИМЭП Радик Темиргалиев. – Мы не можем, грубо говоря, от Караханидского каганата или кыпшакских ханств переходить сразу к истории Казахского ханства, игнорируя более двух столетий своей истории. Это все равно что изучать историю Китая без периода династии Тан или историю России без эпохи Рюриковичей. Так появляется ничем не оправданный временной разрыв, пропадает логика истории, мы утрачиваем понимание причинно-следственных связей в исторических процессах. Не исследовав и не осмыслив историю Золотой Орды, мы до конца не сможем понять историю Казахского ханства.

Известно, что на протяжении очень длительного времени эпоха Золотой Орды была большим белым пятном в отечественной истории. И остается таковым в настоящее время. Жизнеописание Джучи-хана, взаимоотношения чингизидов с населением Дешт-и-Кипчака, завоевательные походы Бату-хана, реформы Узбек-хана и многие другие темы еще ждут глубокого исследования. Между тем те процессы имели прямое отношение к предкам казахского народа. И богатая история Улуг улуса, кочевников, построивших мощную военно-политическую державу с развитой экономикой и богатой культурой, как и история гуннов, саков, древних тюрков, может только способствовать укреплению казахского патриотизма.

По словам историка из России Дамира Исхакова, на территории наших стран в золотоордынское время процветало множество городов. Только в Поволжье, к северу и южнее Сарая, ставки золотоордынских ханов, известны около 120 городов. Золотая Орда оставила неизгладимый след в историческом сознании многих народов, в их эпосе, преданиях, легендах. И эти дастаны стали частью нашего исторического сознания и до сих пор влияют на народы, которые вышли из Золотой Орды.

У представителей разных национальностей не одинаковое отношение к Золотой Орде. Это связано с историей и формированием национального самосознания отдельных народов.

– Я думаю, что с течением времени эти противоречия исчезнут, потому что, если мы сообща будем исследовать историю, увидим, что в ней общего больше, чем враждебного, – говорит историк.

Он считает, что золотоордыноведение переживает период дальнейшего формирования и скоро мы увидим множество других трудов, потому что открываются новые источники. Исследования выходят не только на русском, много англоязычной литературы, в Казани пишут на татарском, в Казахстане – на казахском. И все же больше в России работ на русском языке, потому что московские исследователи тоже занимаются этим периодом.

Развенчивая мифы

На суд участников «круглого стола» были представлены такие доклады, как «Наследие Золотой Орды и гражданская нация в современном Казахстане» эксперта Тюркской академии Тимура Козырева, «Золотая Орда в памяти современного татарского общества» Дамира Исхакова, «Миф монголо-татарского ига» профессора Назарбаев Университета Юлая Шамильоглу, «Золотая Орда в историческом сознании казахов и ногаев» ассоциированного профессора ЕНУ им. Л. Гумилева Айбулата Кушкумбаева.

Ведущий татарский историк Дамир Исхаков отметил, что история Золотой Орды – это общее наследие. Между тем он употребил такой термин, как «золотоордынское проклятие». Не секрет, что в исторических трудах укоренилось такое понятие, как «монголо-татарское иго».

Золотоордынский период татарской истории подробно описан в летописной книге Кадыргали Жалаири «Жами ат-тауарих», написанной на территории Касымовского ханства, в сказаниях о главе аргынов Караходжа-беке, в эпосе «Идегей». Довольно длительное время, от первых лет установления советской власти и до конца 30-х годов прошлого века, история Золотой Орды не была под запретом. К 1940 году в Татарстане смогли подготовить сводный вариант эпоса «Идегей».

Однако в годы Великой Отечественной войны вышло постановление, на первый взгляд не запрещающее изучение истории Золотой Орды, но эпос «Идегей» был охарактеризован как «буржуазно-националистический».

– Сталин и его окружение понимали, что за годы войны национальный дух тюрков значительно возрос, – считает Дамир Исхаков. – Поэтому партийные лидеры решили нашу историю свести к локальным изложениям. Эпос «Идегей» был повторно опубликован только в 1990 году.

Институт истории им. Ш. Мард­жани АН РТ подготовил многотомную историю татар, в которой Золотая Орда является ключевым этапом в татарской истории. Затем был создан Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М. Усманова Института истории им. Ш. Марджани, который работает в направлении возвращения золотоордынского наследия.

– Как положительный момент могу указать, что нам удалось из образовательных стандартов исключить понятие «монголо-татарское иго», – добавил историк из России. – В учебниках отечественной истории такого понятия нет. В современном татарском обществе в последние три десятилетия история Золотой Орды заняла достойное место, произошли серьезные изменения. Добавлю, что очень большой слой исторического соз­нания содержится в фольклоре о Золотой Орде. Нужно привлекать фольклористов к нашим исследованиям, и тогда наши работы обогатятся новыми гранями.

Юлай Шамильоглу, представившийся как «американец татарского происхождения», очень гармонично разбавлял казахскую и русскую речь английскими фразами. Структура империи Чингисхана, считает он, была основана на мирной торговле с соседними государствами. В правление Бату-хана, Берке-хана их улус посещали такие путешественники и послы, как Джованни Плано Карпини, Гиль­ом де Рубрук, они и описывали инфраструктуру Золотой Орды, призванную защищать торговлю. Не могла быть паразитическим государством «дикая кочевая орда», в которой существовали города. В описании Ибн Батуты, в 1320–30-х годах Сарай был одним из самых крупных городов мира того времени, в котором проживало космополитическое население. Экономика Венеции была тесно связана с городами Золотой Орды, начиная с конца XIII века большие объемы зерна и других товаров шли в Европу через итальянские колонии на Черном море.

– Разве могла «дикая кочевая орда» экспортировать зерно в массовом количестве? – говорит профессор Назарбаев Университета. – Я думаю, что орда стала богатой во многом благодаря этой торговле.

В исторических трудах сложился образ хана как самодержца и диктатора. По словам профессора, хан не был самодержцем, поскольку опирался на конфедерацию племен и полностью зависел от настроений кочевников. Подчиненные ему города были пунктами торговли, в них процветали искусство и науки, развивалась литература.

Закат Золотой Орды начинается в 60-е годы XIV века и связан с эпидемией. В Европе она называлась бубонной чумой, болезнь скосила до 90% населения улуса. Произошла депопуляция, приведшая к политическому прерыванию. Вслед за этим начинаются анархия, междоусобные войны и отделение окраин как самостоятельных ханств. Литературный язык Золотой Орды исчезает, волжско-булгарские надписи после 1358 года уже не встречаются. Появляются другие языки – старотатарский, новый чагатайский. В этот же период происходит усиление позиций ислама, ведь люди думали, что все напасти и страдания из-за того, что они разгневали бога и он от них отвернулся.

Ученый добавил, что сущест­вует очень богатая история Золотой Орды, но когда мы опираем­ся на официальную историю, соз­данную в России, мы перестаем что-либо понимать. Потому что это уже идеология. И труды Николая Карамзина, и те работы, которые следовали ему, нельзя назвать академической и профессиональной историей.

Зов предков

Эксперты, собравшиеся за «круг­лым столом», обсудили важность эпохи Золотой Орды в историческом сознании современного казахстанского и российского общества, имеющиеся негативные стереотипы и противоречия, а также то, как меняется отношение к этой исторической эпохе среди населения и в профессиональных кругах. На форуме были оглашены результаты масштабного социологического исследования Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК – Елбасы, направленного на изучение настроений в казахстанском обществе и восприятия им досоветского периода истории.

В рамках исследования были опрошены 2 500 респондентов в 14 областях, в том числе в городских и сельских населенных пунктах и 3 городах республиканского значения. Кроме того, были проведены 8 фокус-групп в различных регионах страны.

По результатам социологического исследования, более трети казахстанцев интересуются исторической тематикой в целом. При этом интерес к казахстанской истории заметно выше (40%). Знания по истории казахстанцы получают главным образом из школьной и вузовской программ (68%), из художественных фильмов, сериалов (37%) и документальных фильмов, телепередач (31%).

Самыми интересными периодами нашей истории респонденты посчитали эпоху Казахского ханства (29,6%), период Золотой Орды (25%), а также Казахстан в годы Великой Отечественной войны (21,8%). Точкой отсчета казахской государственности почти четверть опрошенных считает обретение независимости в 1991 году (23,9%), в меньшей степени – появление Казахского ханства в XV веке (20,5%).

Тройка самых известных исторических деятелей до создания Казахского ханства, по мнению респондентов, выглядит так: Чингисхан (98,2%), аль-Фараби (94,6%) и Томирис (82,5). Отношение к Золотой Орде у казахстанцев в большей степени позитивное (44,8) и нейтральное (28,9%).

Автор:
Дулат Молдабаев
09:26, 22 Октября 2019
0
268
Подписка

Популярное