Центральный государственный музей Казахстана совместно с посольством Арабской Республики Египет (АРЕ) организовал экспозицию из копий живописных и скульптурных работ древнеегипетских мастеров, а также декоративных изделий и скульптурных изваяний современных художников.
Атташе по культуре посольства АРЕ в РК Ранда Махмуд Ризк, представляя выставку, с удовлетворением подчеркнула, что дипломатические отношения между нашими странами, основанные на взаимопонимании и уважении, эффективно поддерживаются на всех уровнях: политическом, экономическом, культурном.
– В рамках активизации культурного сотрудничества между нашими странами в 1996 году был открыт Египетский культурный центр как одно из основных подразделений посольства Египта в Республике Казахстан, – продолжила она. – В 2015 году его переименовали в Центр по делам культуры и образования Египта. Одной из его задач является популяризация истории и культуры путем организации выставок.
Ранда Махмуд Ризк напомнила, что среди главных достижений египетской цивилизации – изобретение папируса и иероглифов, зарождение математики и освоение промышленности, изобретение ирригационных технологий и других эффективных методов сельского хозяйства. И конечно, строительство величественных пирамид, в одной из которых археологи обнаружили мумию и золотую маску Тутанхамона.
Знаменитая маска фараона, оригинал которой хранится в Каирском музее, открыла алматинскую выставку. Ритуальный предмет представляет собой прекрасное произведение ювелирного искусства тонкой работы. Мастера древности, которым было дозволено снять маску с лица умершего правителя, сохранили для истории черты человека, жившего за несколько тысячелетий назад.
Вокруг фараона Тутанхамона из XVIII династии Нового царства, правившего приблизительно в 1332–1323 годах до н. э., как и его гробницы, до сих пор много неразгаданного. К примеру, археологи задаются вопросом, почему все гробницы Долины царей (а их там множество) были разграблены за минувшие века, а нетронутым оказалось лишь захоронение Тутанхамона? Возник даже миф, что его душа вместе с душами захороненной с ним прислуги охраняла гробницу.
Вопросы остаются и вокруг загадочной смерти 19-летнего Тутанхамона и имен его матери и отца. При этом ученые единодушны в одном: правление молодого фараона ничем примечательным не отличилось. Все разговоры о проклятии фараона, якобы погубившего членов археологической экспедиции, посмевших нарушить покой Тутанхамона, являются лишь легендой. Но она свое дело сделала и подогрела интерес к Древнему Египту. А Тутанхамон и его золотая маска стали популярными символами страны.
Интересными с исторической точки зрения стали и скульптуры древнеегипетских богов. К примеру, бог мертвых и бальзамирования Анубис, рожденный богиней Нефтис, изображался как человек, но с головой шакала. Согласно верованиям, Анубис руководил душами мертвых в зале правды, участвовал в ритуале взвешивания сердец и душ усопших в загробной жизни. Бог плодородия Апис предстал перед алматинским зрителем в образе быка с солнечным диском. Думается, логичным было бы солнечный диск вложить в руки бога неба и солнца Хора, считавшегося покровителем фараонов. Однако Хора, рожденного сестрой Нефтис – богиней Исидой от Осириса, древние египтяне почему-то изображали в облике сокола без всякого намека на солнце.
Выставку, без сомнения, украсили папирусы с живописными сценками из царственной жизни фараонов, сопровождаемых многочисленной челядью, а также изображения и металлический бюст прекрасной Нефертити – царицы и супруги фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона, декоративная тарелка с изображением последней царицы Египта из македонской династии Птолемеев – Клеопатры. А еще кумганы из мельхиора, деревянные шкатулки с инкрустацией из кости и перламутра, подставки для Корана, лампы, ажурные светильники, декоративные вазы…