Я очень хочу жить

1124
Евгения Ермакова, Костанайская область

Выход здесь

Часто, говоря о суицидах и их причинах, мы не до конца осознаем всю подоплеку сложившейся ситуации. При подготовке этого материала услышала немало историй подростков, много читала по теме в соцсетях, СМИ, беседовала со специалистами. В итоге нашла для себя немало ответов на свои вопросы.

Новый Центр психологической поддержки, который открыли в прошлом году в Костанайской области, создали специально для решения проблемы суицидов в подростковой среде. Сюда стекается вся информация о текущей ситуации в городах и районах области. Более того, специалисты центра консультируют лично, по телефону в Костанае 37-08-58, через аккаунты в соцсетях. По желанию ребенка процесс проходит анонимно.

Ситуацию, исходя из официальной статистики, удалось переломить: 35 попыток, в том чис­ле 10 оконченных суицидов, в 2019 году против 50 попыток и 12 смертей годом ранее. Наблюдавшийся ранее стабильный рост числа попыток и смертей начиная с 2016 года приостановили. Хотя и этот результат в центре не считают удовлетворительным. Осенние случаи, как холодный душ, показали, что оборона еще слаба. Они были тем более ужас­ными, что после проведенной весной и летом работы ситуация с само­убийствами в регионе выглядела весьма оптимистично.

Увидеть боль

Подростковый возраст сам по себе опасен в части противостоя­ния стрессам и возрастающим нагрузкам. С началом учебного года это давление увеличивается, потому дети нуждаются во внимании и поддержке в первую очередь со стороны близких. Стрессоустойчивость и реакции на возникающие трудности ребенок перенимает от членов семьи. Специалисты высказывают мнение, что в семьях, где были попытки суицидов, дети автоматически попадают в зону риска. Спусковым курком может стать что угодно: ссора с родителями, публичное унижение, критика, любовные неудачи. При этом для взрослого человека, который уже пережил первую любовь, прошел немало трудностей, это может быть всего лишь досадной помехой. Для ребенка – последней каплей.

Вот несколько примеров. У девочки забрали ноутбук, потому что она допоздна сидела в соц­сетях, играла в игры. Она повесилась, пока мама спала. Другой подросток покончил с собой из-за сообщения в свой адрес, которое посчитал оскорбительным. При этом ранее получаемые им сообщения содержали даже нецензурную брань, но так сильно на ребенка не повлияли. Это реальные, а не выдуманные случаи, которые произошли в Костанайской области в последние годы.

Часто родители детей, совершивших попытку суицида, говорят, что просто не обратили внимания на те или иные слова или поступки ребенка. А изменения в поведении посчитали проявлением переходного возраста.

– У меня в практике был случай, когда к нам в клинику достаточно взрослого человека привезли друзья, – рассказала заведующая психологической службой КГП «Костанайский областной центр психического здоровья» Галина Ислямова. – Он изменился за нескольких месяцев: перестал участвовать во встречах, избегал шумных компаний. Причем они не просто привели его силой, а нашли человека, который смог уговорить его принять нашу помощь. Позже выяснилось, что все началось со стресса. Поэтому всегда утверждаю, что есть сигналы, которые рассказывают о состоя­нии человека. Нужно не быть равнодушными. Всегда нужно находить время, чтобы отложить все дела и просто поговорить. Поддаваться на манипуляции не стоит, но если человек меняется в поведении, стремится к уединению, у него меняются вкусы в музыке, фильмах, то на это нужно обратить внимание.

Эти советы опытного психолога звучат часто на самых разных площадках. Галина Абдурашитовна – опытный специалист, и она отмечает, что сегодня дети уязвимы и порой одиноки даже во внешне благополучных семьях. То есть материальное благосостоя­ние не является страховкой от самоубийства. Скорее, речь идет о благосостоянии моральном. По словам специалиста, среди подростков, которые совершили попытку, немало детей с расстройст­вами психики. Большинство признаков заболеваний совпадает со сложным поведением подростков, однако по факту может являться легкой формой психического расстройства. То есть страх пересказа книги перед классом одни специалисты могут объяснить стеснительностью ребенка, а другие – социофобией. И на это тоже необходимо обращать внимание. Тем более если поведение ребенка перестало укладываться в прежнюю схему. Отсюда и рекомендации не чураться психологов и психотерапевтов и по возможности консультироваться со специалистами этого профиля.

Статистика подтверждает: две трети всех, кто решился на суицид, говорят о своих проблемах. Подростки характеризуют их, как нечто невыносимое, нетерпимое. Оставшаяся треть молчит, держит эмоции в себе. Но психологи отмечают, что в эту категорию попадают и те, кто покончил с собой в состоянии аффекта. В некоторых ситуациях эмоциональная боль настолько сильна, что заслоняет собой все, блокируя инстинкт самосохранения. Тогда человек готов шагнуть за грань. И где у конкретного ребенка этот порог душевной боли – никто вам не скажет.

Но как отличить реальную проб­лему от шантажа? Специалисты областного Центра психподдержки признают, что манипулировать дети умеют и делают это с размахом, в том числе используя угрозы о суициде. Но как только ребенок начинает пугать родных и близких разговорами о собственной смерти, нужно насторожиться. Разговоры пов­торяются? Проконсультируйтесь со специалистом. Никто не исключает того, что слово может перерасти в дело.

Причем печальная статистика говорит, что суицид как рычаг давления чаще используют девочки. Пугают им, даже совершают попытки, но с высокой долей вероятности просчитывают собственное спасение. Именно девочек больше всего в числе зарегистрированных неоконченных попыток. А вот погибают чаще мальчики. Более того, есть мнение, что некоторые из них пошли на самоубийство в состоянии аффекта.

Говорить, а не пытать

У психологов один главный совет – разговаривайте с ребенком. Но беседы с детьми становятся настоящим испытанием для многих родителей. Взрослые просто не знают, как подойти к ребенку, который живет в совершенно ином мире, разговаривает на другом языке и интересуется совершенно «бесполезными», по мнению родителя, вещами. Прос­той пример: мальчик стал носить только черное, увлекся музыкой в минорных тонах, на его рисунках появились сцены смерти. Родители забеспокоились. Помогли консультации психолога. Взрослым пришлось открыть для себя некоторые стороны подростковых субкультур. На это потребовались время и неимоверные усилия, особенно со стороны отца – человека жесткого и прямого. Родители не раз приходили на консультацию, когда казалось, что сил больше нет и игра проиграна. Почти полгода тяжелого труда помогли семье стать ближе, а мальчику выйти из тени.

Попытки поговорить часто проваливаются. Почему? Один из психологов наглядно показал, как можно определить тактику человека в беседах по душам. Протянул мне сомкнутые ладони и попросил сделать так, чтобы он их раскрыл. Как выяснилось, многие используют физическую силу, пытаясь развести руки. Не так велика доля тех, кто просто просит раскрыть ладони. Добровольно.

Так же и в разговорах с детьми. Доверительные отношения требуют времени, терпения, немалых душевных усилий. Возможно, поэтому очных консультаций в открывшемся Центре психологической поддержки, куда может обратиться каждый подросток или родитель области, относительно немного. За первые 11 месяцев работы проведено чуть больше 200 встреч. В их числе беседы с теми детьми, которые звонили в центр с просьбой о помощи, поскольку думали о суициде. В практике центра уже есть факты, когда подростки приезжают на консультации из близлежащих поселков. Приходят в центр и родители.

Директор центра Елена Петренко отметила, что среди тех 30 ребят, что сами позвонили в центр с просьбой о помощи, потому что думали о самоубийстве, были только прямые обращения без всякой драматической составляющей. Каждый из сигналов серьезен и сложен. Ведь звонили в том числе и те, кто уже пытался покончить с собой. Причем именно в ходе таких вот консультаций выясняется, что ребенок уже совершал попытку, но испугался и сам себя спас, вызвав рвоту, перебинтовав руку, вовремя отойдя от края крыши.

Есть в числе очных консультаций истории тех, кого привезли родители или близкие. Эти ребята сумели убедить самих себя, что жизнь им не нужна. И с ними тоже работают специалисты, прошедшие специальную подготовку. Школьный психолог здесь уже вряд ли справится. Нужно подключать специа­листов более высокого уровня.

Вернуть к жизни

Совершенно другие сложности и проблемы возникают перед психологами, когда приходится работать с детьми из близкого окружения ребенка, совершившего суицид. В таких случаях на место выезжает мобильная группа центра и работает точечно, проводя диагностику, консультации с конкретными детьми и их родственниками, работниками учебных заведений.

Особенно сложно работать там, где до сих пор ситуация была абсолютно благополучной. Это значит, что и профилактику вели спустя рукава, не до конца осознавая все риски. И здесь дальнейшая работа с семьей пострадавшего или погибшего ребенка, его друзьями всецело зависит от психолога, потому что психиатров и психотерапевтов в районах часто нет вовсе. Есть факты, когда родители привозят детей в Костанай на консультацию к тем специалистам, что работали с ними в рамках выезда в район группы экстренного реагирования центра.

Осенние случаи в колледжах области стали причиной запуска проекта «Семейный клуб». На базе одного из учебных заведений Костаная специалисты областного Центра психологической поддерж­ки провели несколько встреч с родителями. И люди приезжали из удаленных поселков области. Как оказалось, многие и не подозревали о тех сложностях, с которыми сталкиваются их дети, и не знали, как понять, что ребенку по-настоящему плохо. Позже люди приезжали на персональные встречи, которые в течение месяца специалисты центра в рамках проекта также проводили на базе колледжа.

Статистика неутешительна: в 60% случаев причиной суицидальных попыток становятся ссоры с родителями, взаимное недоверие, непонимание. Именно эта категория подростковых проблем является одной из превалирующих в числе звонков, поступающих на телефон доверия в Центр психологической поддержки. Следом в этом рейтинге идут любовные переживания. Ребята признавали, что решают проб­лемы разными способами. Кто-то уходит в себя, а кто-то подменяет боль душевную болью физической. Такое понятие, как селфхарм (self-harm – самоповреждение), уже давно не является чем-то из ряда вон. Ребята, а среди них не только мальчики, но и девочки, так снимают психологическое напряжение. Ненормально, скажете вы. А они не знают другого способа.

На помощь психологам приходят различные методики работы: арт-терапия, песко-терапия, различные тренинги, игры. Используют и новомодные метафорические карты. Под руководством опытного психолога такие встречи позволяют подросткам получить ответы на самые разные вопросы, найти выход из ситуации, увидеть решение. Психолог же получает достоверную информацию о психоэмоциональном состоянии ребят и в ходе игры ведет консультацию. Сложно для исполнения, но очень эффективно.

Все эти технологии распространили среди психологов и соцпедагогов школ и колледжей во всех городах и районах области. Вопрос лишь в их использовании. И здесь, говорят в областном Центре психологической поддержки, наметились положительные сдвиги. Молодые специалисты активно внедряют в свою практику новые методики, ищут подходы к детям из групп риска, консультируются с более опытными коллегами.

Кадровый вопрос остается на повестке дня одним из самых сложных. Не каждый психолог готов работать с такой сложной категорией детей. Профессиональных кризисных консультантов в регио­не также немного, а имеющийся штат специалистов учебных заведений требует повышения квалификации. Ведь даже те дети, которые уже пытались покончить с собой, очень хотят жить. Просто им нужно помочь справиться с душевной болью.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Пострадавшие благодарят за помощь
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Начались работы по модернизации международного пункта пропу…
Скальпель сменили на гамма-нож
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]