Возвращение музыки

726
Елена Брусиловская, Алматы

Верность традиции

Более 70 лет, с 1945 года, КГАТОБ открывал свой сезон жемчужиной национального музыкального искусства – оперой Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай». В нынешнем году, стремясь сох­ранить традицию, творческий коллектив театра в условиях карантинных ограничений подготовил специальную концертную программу, посвященную 175-летию великого казахского поэта, философа и просветителя – «Ұлы Абайға тағзым!». В ней, наряду с полюбившимися зрителям ария­ми, дуэтами и сценами из оперы «Абай», прозвучали и премьерные исполнения песен и романсов казахстанских композиторов – Мукана Тулебаева, Латифа Хамиди, Сыздыка Мухамеджанова, Еркегали Рахмадиева, Нургисы Тлендиева, Капана Мусина на стихи великого поэта.

– Ранее эти произведения никогда не исполнялись в сопровождении симфонического оркестра, и мы надеемся, что новая аранжировка и новое прочтение песен Абая затронули сердца наших слушателей, значительно обогатив золотой фонд национального вокального наследия, – сказала директор театра, заслуженный деятель РК Ая Калиева.

По ее словам, к открытию сезона весь коллектив готовился с августа, когда было получено разрешение на репетиционную деятельность до 30 человек.

– Практически каждую неделю собирался художественный совет, мы фантазировали, мечтали и составляли репертуарный план с учетом допустимого количества артистов, собирали заявки от солистов, концертмейстеров, выбирали площадки для проведения концертов – от площади перед театром до балкона галереи АРТЕ, от камерного зала до большой сцены, – пояснила она.

Однако из-за нестабильной ситуации в городе в связи с пандемией коронавируса встретиться со зрителями до октября артистам не представлялось возможным.

– Больше всего мы боялись, что артисты «перегорят». От безысходности вновь стали записывать некоторые концерты. Так появились проекты с новым телеканалом «Абай ТВ» такие, к примеру, как концерт солистов оперы в галерее АРТЕ «Құшақ жайған қандай адам», посвященный 90-летию Шамши Калдаякова. Кроме того, наши артисты приняли участие в новых авторских культурно-просветительских программах, – говорит Ая Калиева.

Продолжалась работа над премьерными постановками, шаг за шагом дорабатывалась концепция, формировался нотный материал для солистов и творческих коллективов, прорабатывались и частично изготавливались декорации спектаклей, шились костюмы. И, конечно же, шли ежедневные репетиции. И вот наконец – открытие сезона.

– Мне кажется, что в каждом слове, в каждом звуке праздничного концерта «Ұлы Абайға тағзым» чувствовалось величие Абая. Режиссером концерта выступил артист оперы, заслуженный деятель РК Болат Букенов. В представлении приняли участие солисты оперы – заслуженные деятели РК Талгат Кузембаев, Гульзат Даурбаева, Болат Букенов, ведущие солисты Нуржан Бажекенов, Дархан Жолдыбаев, Оксана Давыденко и другие, – рассказывает директор КГАТОБ им. Абая.

Специально по заказу театра все песни, написанные для голоса и фортепиано, были оркестрованы для симфонического оркестра с хором казахстанским композитором, заслуженным деятелем РК Артуром Оренбургским, зазвучав в новом монументальном прочтении.

Завершился вечер исполнением всеми участниками концерта и зрителями самой известной песни Абая – «Көзімнің қарасы».

Девочка, которая не смела грустить

Следом за грандиозным концертом, посвященным 175-летию Абая, любителей оперного искусства ждал еще один сюрприз – премьера монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в постановке российского режиссера Алексея Смирнова и художника-постановщика Елены Бодровой.

Признаюсь, ничего подобного на сцене нашего оперного театра мне видеть не приходилось. В этом спектакле все необычно – тематика, форма подачи сценического материала, манера исполнения и даже музыка, потрясающая до глубины души.

Достаточно сказать, что спектакль играется «глаза в глаза», потому что все – и исполнители, и зрители – находятся рядом, на сцене. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это единственный спектакль нашего оперного театра, да и не только оперного, где сценической площадкой и зрительным залом одновременно стала оперная сцена, превращенная в убежище семьи Франк.

Вслед за героиней оперы зрители, сидящие прямо на сцене, переходят через потайную дверь из одной части убежища в другую, становясь тем самым участниками действа.

Надо ли говорить, что это во сто крат увеличивает силу эмоционального воздействия, тем более что уже сама тематика спектакля «бьет по нервам».

Моноопера «Дневник Анны Франк» для сопрано и камерного оркестра возвращает нас в трагические годы Второй мировой войны, во времена Холокоста. Именно тогда геноцид еврейского народа достиг поистине гигантских размеров – фашистами было уничтожено около 6 миллионов человек! В их числе была и еврейская девочка Анна Франк.

Когда началась война, ее семья была вынуждена покинуть Германию. Поначалу Франки нашли убежище в Амстердаме, но когда фашисты оккупировали Нидерланды, семье, чтобы не быть уничтоженной, пришлось прятаться в одном из домов, где располагалась фирма, в которой работал отец девочки. Там для них было устроено специальное убежище, где семеро людей, две еврейские семьи, скрывались более двух лет. Там Анна Франк писала свой дневник.

Первая запись была сделана в июне 1942 года, в день тринадцатилетия Анны, последняя – в начале августа 1944-го. Вскоре убежище было обнаружено гестаповцами, и его обитатели попали в один из лагерей смерти. Из всей семьи выжил только отец Анны, но она об этом не узнала – девочка, измученная холодом и голодом, умерла от тифа в концлагере.

В своем дневнике, который назвали «памятником, запечатлевшим ужасный лик эпохи», она задала недетские вопросы, звучащие и сегодня более чем актуально: «Почему есть на свете война? Почему ежедневно тратятся мил­лионы на войну, а на медицинскую помощь, на искусство, да и на бедных нет ни гроша?»

– Моноопера «Дневник Анны Франк» затрагивает глобальную недетскую тему – тему войны и мира, и мне кажется, сегодня это одна из самых актуальных, самых миролюбивых и самых поучительных опер, какие только были созданы в ХХ веке, – сказала Ая Калиева.

Спектакль планировали показать к 75-летию Победы, 9 Мая, но карантин внес свои коррективы, и эта встреча состоялась только сейчас.

Что же касается режиссера-постановщика Алексея Смирнова из Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, то с ним руководители нашего оперного театра познакомились в прошлом году, когда КГАТОБ вступил в Российскую Ассоциацию музыкальных театров.

По признанию режиссера-постановщика, идея спектакля родилась у него шесть лет назад, когда впервые ему в руки попался потрясший его дневник Анны.

А вообще впервые на русском языке дневник Анны Франк был опубликован в 1960 году. Тогда же его прочитал композитор Григорий Самуилович Фрид, который сам прошел через всю войну. Через несколько лет он написал к нему музыку. Причем, по убеждению Фрида, текст дневника являл собой готовое оперное либретто, поэтому композитор не изменил в литературном источнике ни слова, лишь сократил текст в соответствии с требованиями оперного жанра.

– Музыкальный язык оперы непростой, так как она создана на стыке классического и современного стилей, что требует от исполнительниц хорошей вокальной выучки. Да и эмоциональная составляющая партии тоже непростая, она построена на перепадах в настроении подростка: от лирики – к озорству, от веселья – к печали и трагедии, – пояснила Ая Калиева.

Главные партии в опере исполняют солистки КГАТОБ Венера Алпысбаева и Надия Наденова.

– Опера «Дневник Анны Франк» – это современная музыка, авангард, в котором нет определенной мелодики, поэтому осмысливать такую партитуру было непросто. По этой же причине тяжело запоминался текст. В то же время чем больше я вчитывалась в строки дневника, погружаясь во внутренний мир Анны, тем больше понимала свою героиню. Анна – это сочетание детской мечтательности с очень взрослым осмыслением жизни, философскими рассуждениями, глубокими мыслями, – считает Венера Алпысбаева.

Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров. Необычен состав оркестра, в котором задействовано всего 12 музыкантов, расположившихся на возвышении, над сценой, что придает музыке особое звучание. Причем в мелодике, по словам дирижера, слышатся отголоски то патетических клавиров Дмитрия Шостаковича, то пронзительность Альфреда Шнитке.

Как считает сам Алексей Смирнов, сложность оперы прежде всего в том, что она основана на документальном материале.

– Весь текст оперы – это подлинные слова Анны Франк, это ее дневник, что для нас стало и своеобразным ключом к постановке. Шкаф, который вы видите на сцене, это копия того шкафа, который когда-то маскировал вход в убежище. А само убежище показано у нас в макете, который выполнен в форме кукольного домика, – говорит он.

А для художника-постановщика Елены Бодровой было важно показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия.

– Так появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк, – поясняет она. – Вот комната, где жил Петер – это ее детская любовь, вот ее комната, стол, за котором Анна писала дневник. Вот маленькое окно, через которое она смотрела в мир, но его нельзя было открывать, потому что их могли заметить.

К слову, этот дом до сих пор стоит в Амстердаме, там располагается музей Анны Франк.

Надо отметить, что зрительный зал скрыт от публики своеобразным задником, силою режиссерского воображения превращенного в огромный экран, на котором демонстрировались документальные фотографии разбомбленных фашистами городов, семейные фото Анны, ее родителей, сестры Марго.

– Хотя композитором опера написана на одного исполнителя, я решил ввести еще один персонаж – сестру Анны Марго, что позволило не только зрительно усилить происходящее на сцене, но и дало возможность звучать оперным дуэтам. На тему войны написано много патетических опер, но здесь показана частная история, история девочки и ее семьи. И эта личная трагедия приобретает вселенский смысл, обнажая бесчеловечность любой войны. И мы видим, насколько несовместимы война и жизнь, любовь и ненависть. На этом контрасте мрака и света мы и строили свой спектакль. Чем страшнее окружающая реальность, тем светлее становится душевный мир человека, противостоящий ей, – считает Алексей Смирнов.

Не случайно Анна Франк записывает в своем дневнике: «Пока я могу видеть безоблачное небо и солнечный свет – я не смею грустить».

Она жила с ощущением, что каждый день может стать для нее последним, но даже в такой трагической ситуации находила радость, пыталась не поддаваться панике.

В финале спектакля поднимается задник, и из тесного пространства убежища Анна уходит от нас в вечность.

В Казахстане опера «Дневник Анны Франк» звучит впервые, в странах СНГ она входит только в репертуар Мариинского театра. В основном опера идет на западных сценах. Ее постановкой ­Алматы продемонстрировал свою интегрированность в мировое оперное пространство, не побоявшись экспериментов и сложности материала.

Расписание на завтра

Сейчас КГАТОБ активно работает над балетом Адольфа Адана «Корсар».

– Это классика жанра, очень дерзкий балет с потрясающими декорациями итальянского художника Орланди. Причем впервые они будут выполнены с помощью современной компьютерной графики в режиме 3D. Зритель увидит и бушующее море, и огромный пиратский корабль, налетевший на скалы. Эту сказочную историю ставит наш художественный руководитель, народная артистка РК Гульжан Туткибаева. Думаю, получится весьма впечатляющее зрелище, – рассказала Ая Калиева.

В декабре к 115-летию Евгения Брусиловского театр покажет оперу «Кыз Жибек» в постановке известного белорусского режиссера Михаила Панджавидзе. Ранее он ставил ее в Astana Opera, но особенность алматинской постановки в том, что материал оперы будет максимально приб­лижен к оригиналу первых постановок. Вернется на большую сцену «Сон Кыз Жибек», некогда исключенный из оперы, и некоторые танцы, которые когда-то исполняла легендарная Шара Жиенкулова.

Кроме того, планируется показ гала-концертов «Голоса оперы», где будут звучать шедевры оперного искусства, как в сольном исполнении, так и в монументально-хоровом.

Театр продолжит работу и в онлайн-режиме, но там любители оперного и балетного искусства смогут увидеть только фондовые записи.

– Согласитесь, отстраненность – не характерный режим для оперного театра. Мы ориентируемся на живое дыхание зала, – отметила директор Ая Калиева.

Популярное

Все
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Говорили – спорт, подразумевали – деньги
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Будут эксперименты – придут и достижения
О поддержке врачей и вейпах
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Предотвращено подтопление 2 000 жилых домов в 25 населенных пунктах Акмолинской области
Дамба у села Канай в Бурлинском районе выдержала удар стихии в ЗКО
Глава Центризбиркома выступил в КазНУ в формате лидерской лекции
Открыли ящик Пандоры
Требования к игорному бизнесу ужесточаются
Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад
Зеленое строительство - вызов времени, тренд или необходимость?
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Ксения Собчак объяснила свое появление в суде над Бишимбаевым
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Плотину на реке Аксай может прорвать
Токаев поручил до зимы построить дома для пострадавших в Костанайской области
Причину смерти Нукеновой пытается поставить под сомнение защита Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Трагедия болью отзывается в наших сердцах – Ашимбаев о теракте в России
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Военнослужащие Нацгвардии заготовили и уложили более одного…
За границей ценят пользу жетысуских трав
Новаторы степных просторов
Учеба и работа в одном флаконе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]