Главная страница

​Внесены в карту сакральных мест

Вознесенский кафедральный собор, мавзолей Райымбек-батыра, парк-заповедник «Боралдайские сакские курганы», монументы «Тәуелсіздік» и «Тәуелсіздік таңы», дом-музей Ахмета Байтурсынова – такие памятники Алматы вошли в список проекта «Сакральная география Казахстана».

В деятельность проектного офиса программы «Рухани жаңғыру» города Алматы вовлечены представители всех исполнительных органов, профильных ведомств адми­нистрации, институтов граж­данского общества. Свою работу активно ведет и региональный экспертный совет в составе ведущих специалистов в области науки, образования и культуры, а также депутатов маслихата, членов Ассамблеи народа Казах­стана, политических партий, НПО, представителей общественности.

Алматы – город с тысячелетней историей. Столетия назад здесь сформировался один из основных политических, духовных и религиозных центров кочевого населения. На территории Алматы и его окрестностей археологами были обнаружены остатки культовых захоронений и древних храмов.

– Кладезь сакральных мест следует рассматривать в неразрывной связи с историей урбанизации региона, – подчеркивает директор Государственного музея «Центр сближения культур», академик, доктор исторических наук Карл Байпаков.

Исследования древней городской цивилизации в Казахстане более полувека неразрывно связаны с именем этого всемирно известного ученого-археолога. В своих интервью СМИ Карл Молдахметович отмечает, что Казахстан – не только страна номадов, но и страна городов. Взаимодействие города и степи составляли две базы развития цивилизации Казахстана. Процесс урбанизации зафиксирован в археологии и письменных источниках. В археологии – это развалины городов, которых на территории Казахского ханства существовало более 30. Находились и находятся они, как правило, в привязке к древнему и средневековому Великому шелковому пути. Это Отрар, Туркестан, Сайрам (Испиджаб), Тараз, Алматы и другие. Протогорода начали складываться в эпоху бронзы, и уже в XI–XIII вв. Алматы имел все атрибуты города: огороженное пространство, наличие монетного двора, определенное количество населения, развитие торговли и ремесел.

– Мы должны гордиться тем, что наши предки уже тысячу лет назад основали этот город, – отмечает Карл Байпаков. – Реализация программы «Рухани жаңғыру» вызывает огромный интерес казахстанцев к сакральным местам по всей территории страны.

Перечень духовных святынь Алматы официально утвержден научно-экспертным советом научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан». Из 16 объектов, выдвинутых рабочей группой, отобраны пять.

1. Свято-Вознесенский кафед­ральный собор – главный православный храм Алматы, памятник истории и культуры Казахстана республиканского значения, дос­топримечательность города. Это грандиозное сооружение – шедевр зодчества, одно из высочайших в мире деревянных зданий, самый высокий православный деревянный храм. И яркий образец сейс­мостойкого сооружения.

При его возведении многое осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Храм был построен в 1904–1907 годах в Пушкинском сквере – ныне Парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев из сверхпрочной тянь-шаньской ели и назывался Туркестанским кафедральным собором. Автор первоначального проекта – мос­ковский архитектор Константин Борисоглебский. Проект дорабатывали и претворяли в жизнь Андрей Зенков и Павел Гурдэ. Предметы внутреннего убранства храма изготавливались в лучших художественных мастерских Моск­вы и Киева. Сейчас в храме идет глобальная реставрация.

2. Археологический парк-заповедник «Боралдайские сакские курганы» – уникальный памятник, датированный V–VIII веками до нашей эры. Он представляет собой огромный некрополь, который сохранился в черте современного города, в Алатауском районе. На территории в 430 га расположены 47 больших и более 200 малых курганов сакской элиты и вождей уйсуньских племен. Высота самого высокого составляет 14 м, а диаметр – 130 м. С него открывается вид на город и горы. Памятник до настоящего времени сохранил свой культурный и природный ландшафт, избежал застроек и разрушений. Самое удивительное, что курганы до сих пор почти не исследованы и потенциально хранят в себе огромное количество загадок, а быть может, и сенсационных открытий.

3. Мавзолей Райымбека – место захоронения великого казахского батыра, сражавшегося за свободу казахов от джунгарских захватчиков, освободившего Семиречье. Позже это место вошло в восточные границы города. По легенде, Райымбек-батыр перед смертью обратился к потомкам: «В случае моей смерти заверните мое тело в кошму, погрузите на белого верб­люда, и где возляжет верблюд, там и схороните меня». На том месте, где верблюд остановился, и был воздвигнут мавзолей со скульптурой белого верблюда. С тех пор это место в народе считается святым, и тысячи людей приходят сюда. В 1981 году на могиле Райымбека была установлена гранитная стела. В 1994-м по инициативе историко-этнографического общества «Райымбек» на этом месте был воздвигнут величественный мавзолей.

4. Монумент «Тәуелсіздік таңы» («Заря независимости»), расположенный у площади Респуб­лики, символизирует свободу и независимость народа Казахстана, был возведен в 2006 году в честь 20-летия «Желтоксан» – декабрьских событий 1986 года и открыт Президентом страны. Памятник символизирует свободу и независимость народа Казах­стана. Монумент «Тәуелсіздік» с изображением Золотого воина установлен на площади Республики в 1996 году в честь пятилетия Независимости Казахстана. Высота стелы – 28 м, высота скульптуры – 6. Изображен Золотой воин, правящий крылатым барсом. У подножия стелы установлены скульптуры, символизирующие четыре стороны света.

5. Дом-музей Ахмета Байтурсынова – открыт в 1993 году в доме, где выдающийся государственный и общественный деятель, просветитель, ученый-лингвист проживал до своего ареста – с 1934 по 1937 годы. Одноименным фондом собраны редкие архивные документы, фотоматериалы, личные вещи и рукописи научных трудов. При музее работает библиотека, где хранятся научно-исследовательские статьи, книги, литературные журналы, монографии и материалы научно-практических конференций. В настоящее время дом-музей принадлежит общественному фонду, созданному потомками великого просветителя. Само здание построено в конце XIX века.

Автор:
Марина Михайлова
10:57, 22 Сентября 2017
0
1014
Подписка

Популярное