Главная страница

ВетериНАРЫ

​ Уголовная практика свидетельствует о росте зарегистрированных коррупционных преступлений в сфере ветеринарии в 1,5 раза.

Скачок, и правда, резкий – с 92 фактов за 8 месяцев 2018 года до 139 за тот же срок года текущего. По указанным уголовным делам за 2019 год подозреваемыми признано 71 лицо, в суд направлено 100 дел и осуждены 33 человека.

– Основные правонарушения – хищения, взяточничество и злоупотребления должностными полномочиями при выдаче разрешительных документов и проверке качества продовольствия, – прокомментировал старший следователь первого департамента Агентства РК по противодействию коррупции Данияр Бигайдаров.

Понятно, что началось подобное не вчера. Еще в 2016 году Антикоррупционной службой была выявлена крупная преступная схема по выдаче разрешений на ввоз мясной продукции на территорию республики, организованная теперь уже бывшим председателем Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК.

Им незаконно были выданы разрешения на ввоз свыше 7 тыс. тонн запрещенного мяса птицы. Коррупционер был осужден к 8 годам лишения свободы за систематическое получение взяток в особо крупном размере – около 37 млн тенге.

По результатам расследования этого резонансного дела агентством была обобщена судебно-следственная практика и в уполномоченные государственные органы внесены представления об устранении причин и условий, способствую­щих нарушению законности и совершению преступлений.

Но принятых мер, как показывает регулярный анализ и реальная статистика, недостаточно для исправления ситуации – эпизоотическая обстановка в стране складывается неблагоприятно, по-прежнему наблюдается низкая эффективность обеспечения ветеринарно-санитарных норм.

Так, 10 сентября антикоррупционной службой Восточно-Казахстанской области выявлены факты неоднократного получения взяток руководителем и главным специалистом ГУ «Отдел ветеринарии и сельского хозяйства г. Усть-Каменогорск» от поставщиков мясной продукции на общую сумму 300 тыс. тенге за беспрепятственный ввоз продукции и ее реализацию без ветеринарных справок.

А в прошедшие месяцы приговорами Уральского городского суда к различным суммам штрафов приговорены заместитель руководителя и государственный ветеринарный инспектор ГУ «Отдел ветеринарии г. Уральск», которые по аналогичной схеме получали взятки от субъектов предпринимательства за беспрепятственный ввоз мясной продукции на рынки города.

Системный характер носят и факты выдачи разрешительных документов за взятки без соответствующей проверки продовольствия, скота и беспрепятственное проведение лабораторных исследований.

Так, в минувшем июне приговором суда Усть-Каменогорска по фактам получения регулярных взяток от предпринимателей за беспрепятственную выдачу разрешительных документов на подкарантинную продукцию осуждены руководитель Усть-Каменогорской территориальной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ и главный специалист инспекции.

Следом, в июле, в Шымкенте к штрафу в размере 3 млн тенге приговорен руководитель территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора, который получил взятку в сумме 120 тыс. тенге за выдачу ветеринарных сертификатов домашним животным. В этом же регионе за получение взятки в 200 тыс. тенге, в благодарность за подписание актов выполненных работ по профилактике изоотических заболеваний животных, штраф в размере 6 млн тенге присудили руководителю отдела ветеринарии Ордабасинского района.

Сейчас в Алматы проводится следствие в отношении директора Алматинского регионального филиала Республиканской ветеринарной лаборатории по подозрению в получении незаконных вознаграждений от представителей частных компаний за выдачу актов лабораторных исследований пищевой продукции без соответствующих документов из местного исполнительного органа.

Зарабатывают коррупционеры даже на безвозмездных гос­услугах: только после вмешательства антикоррупционной службы продажа бесплатных справок была пресечена в Карабалыкском районе Костанайской области, где в течение полугода было выдано около 900 справок на 269 тыс. тенге.

Учитывая регулярность подобных фактов, со стороны антикоррупционной службы ставка делается на превентивную работу, практикуется проверка торговых точек с представителями общественности.

Цель у проверки одна – дать ответы на простые вопросы: безопасно ли мясо, которое мы покупаем на рынке или в магазине, и работают ли в реальности барьеры, ограждающие от покупки мясной продукции, зараженной различными болезнями?

Как рассказал первый замес­титель руководителя депар­тамен­та агентства по Акмолинской области Арман Бердалин, в результате проведенной работы сотрудниками службы были сделаны неутешительные выводы: в настоящее время ветеринарный и эпидемиологичес­кий конт­роль за продаваемой на рынке мясной продукцией фактически отсутствует.

– Одна из причин такого положения дел – взяточничество, – отметил представитель агентства и привел свежий пример: буквально в начале текущего месяца антикоррупционной службой по Акмолинской области изобличены главный специалист отдела ветеринарии города Кокшетау и ветеринарный врач частной компании, которые в течение августа-сентября 2019 года систематически получали незаконные денежные вознаграж­дения от поставщиков мясной продукции.

Вскрылась и целая преступная схема: граждане, поставляющие мясную продукцию на коммунальный рынок, дают взятки ветеринарным врачам (3–5 тыс. тенге за каждую тушу), а ветеринары выдают им фиктивные справки о том, что поставляемое мясо, еще будучи животным, не хворало опасными заболеваниями.

Проще говоря, практически все поступающее на рынок мясо не проходит должного ветеринарного обследования и в последующем свободно реализуется
населению.

Подобный механизм, сложившийся ввиду недостаточности контроля и прозрачности, уже настолько стал привычен для обеих сторон, что ни производители, ни ветврачи не видят ничего предосудительного в подобной практике, закрывая глаза даже на грозящее за подобное уголовное наказание. И все же кое-кого кара настигла: в настоящее время за дачу взяток привлечено более 15 столь смелых предпринимателей.

Нетрудно догадаться, что перечисленные бесчинства творятся на большинстве рынков страны, где бытовая коррупция в сфере ветеринарного контроля процветает, тем самым ставя под угрозу жизни и здоровье граждан.

Поняв истинное положение дел в этой сфере, настораживает даже такой факт: в минувшем августе в одном из сел Аршалынского райо­на Акмолинской области при забое больных животных сибирской язвой заразились четверо жителей села. Уполномоченным органам удалось сразу же локализовать очаги заражения, но, исходя опять-таки из данных мониторинга, нет никакой гарантии, что даже такое мясо не попадет на прилавки, а потом и на столы
казахстанцев.

Нет контроля и системности

В начале года Агентством РК по противодействию коррупции совместно с Национальной палатой «Атамекен» проведен анализ в сфере ветеринарного контроля и надзора, благодаря которому выявлены причины, способствующие коррупционным проявлениям.

Одна из ключевых проблем – несовершенство и отсутствие интеграции базы данных ЕАСУ (единая автоматизированная сис­тема управления) и ГБД «Е-Лицензия» с порталом «Электронного правительства». Подобная недоработка не позволяет граж­данам получать в электронном формате ветеринарные справки, проводить идентификацию сельскохозяйственных животных с выдачей ветпаспортов, получать ветеринарно-санитарные заключения на объекты государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора. Вследствие чего просителям приходится идти на прямой контакт с чиновниками, что влечет за собой коррупционные риски. Простой пример – нет строгого учета бланков ветеринарных справок. А значит, по сути, любой может заказать дополнительные бланки в типографии. Ситуация усугубляется тем, что в законодательстве не предусмотрены нормы, обязывающие вести учет выдачи ветеринарных справок.

Еще один пробел – нет необходимого контроля за выдачей лицензий на занятие предпринимательской деятельностью в сфере ветеринарии, что позволяет соответствующим отделам выдавать положительные ветеринарно-санитарные заключения на объекты, несоответствующие установленным требованиям.

Отсутствие единой информационной системы между госор­ганами и ветеринарными лабораториями по выдаче актов экспертизы – протокола испытания также приводит к правонарушениям, тем более что эта услуга не автоматизирована, как следствие – истребование бумажной версии у услугодателя, последствия очевидны.

Указанные проблемы правового и организационного характера увеличивают дискреционные полномочия ветеринарных специалистов на местах, не способствуют эффективности контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов.

Если обратиться к международному опыту, то во многих странах функции ветеринарного контроля переданы частникам при контроле саморегулируемых организаций. Как результат – у ветеринаров достойные зарплаты, а значит, нет необходимости в «левом» заработке, а граждане обеспечены качественным обслуживанием.

Автор:
Елена Левкович
09:50, 20 Сентября 2019
0
365
Подписка

Популярное

Читайте также

18 Октября 2019

Каменная книга

0
18 Октября 2019

Без досуга

0