Веселого мало

3349
Влада Седова

Нормы как бы есть, но их как бы нет

Два года назад, а точнее весной 2019 года, в Караганде произошла трагедия: при падении батута, поднятого в воздух сильным порывом ветра, погиб 12-летний мальчик и пострадали еще двое детей.

На скамье подсудимых оказались супруги – владельцы аттракциона. В обвинении звучало: несмотря на многократные предупреждения и требования сотрудника парка сдуть батут, предприниматели продолжали продавать билеты.

В итоге их признали виновными по статье 306 части 3 УК РК «Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть человека». Вина очевидна: при установке хозяева батута закрепили его лишь час­тично. Кроме того, батут был установлен самовольно, без разрешения администрации парка. Согласно приговору, владелец батута получил 5 лет в колонии средней безопасности, его супруга – 4 года в колонии средней безо­пасности.

Следующее ЧП с батутом приключилось спустя несколько дней уже в Костанае. Правда, там предприниматели повели себя немного благоразумнее: когда поднялся ветер, владельцы тут же принялись спускать воздух из батута, но конструкция все же накрыла своей массой стоящих поблизости детей. К счастью, обошлось без жертв. А за год до этого нехорошая история с батутом произошла в столице – тогда на больничной койке оказались сразу пятеро детей...

Как тогда отрапортовали в госорганах, вины каких-либо ведомств в этом нет: деятельность эта не лицензируемая, налогами не облагаемая, проверкам не подверженная, работают такие аттракционы лишь по патенту, арендуя пространство на территории различных ТРЦ.

По идее, документ, регулирующий эту сферу, уже на тот момент был, а именно – Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопас­ности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038⁄2016), обозначивший собой порядок запус­ка и эксплуатации аттракционов, впервые (это важно) выпус­каемых в обращение на территории Евразийского экономического союза. Кроме того, техрегламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружаю­щей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение.

Чуть позже, в 2019 году, был принят Национальный стандарт Республики Казахстан «Безопас­ность аттракционов. Требования безопасности при вводе в эксплуатацию и к эксплуатации аттракционов СТ РК 3359-2019», реализовавший нормы того самого техрегламента ЕАЭС и Закона РК от 5 октября 2018 года «О стандартизации».

Расписано все в этих документах достаточно подробно. В том числе про те же батуты, вплоть до того, как правильно крепить надувные конструкции анкерами и какой по размерам должна быть область приземления.

Почему же тогда не удалось избежать еще одной трагедии, случившейся на днях в Караганде? Что произошло: несчастный случай, непригодность экипировки или банальное «и так сойдет»? В одних СМИ мелькает версия, что канат оказался слишком длинным для такой высоты строения, в других – один из сотрудников не успел зафиксировать трос, отвечающий за противовес.

Чуть позже озвученная официальная версия гласит: «В ходе расследования установлен 32-летний инструктор аттракциона, который грубо нарушил технику безопасности. Подозреваемый задержан в порядке статьи 128 Уголовно-процессуального кодекса и водворен в изолятор временного содержания. В настоящее время проводится расследование», сообщили в департаменте полиции области.

Кто в ответе?

Произошедшая трагедия еще раз обозначила и такую проблему: не до конца понятно, кто же в итоге несет ответственность в случае ЧП на аттракционах? Ответ на этот вопрос можно найти в Национальном стандарте, пункт 15: «Требования настоящего стандарта обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и специалистами предприятий, занятыми ремонтом, реконструкцией, монтажом, эксплуатацией и диагностированием аттракционов независимо от форм собственности, а также частными, физическими лицами – владельцами аттракционов. Руководящие работники, специалисты, ответственные лица за нарушение требований и норм настоящего стандарта несут ответственность в соответствии с действующим законодательством независимо от того, привело ли это к аварии или к несчастному случаю. Указанные лица также несут ответственность за нарушения настоящего стандарта, допущенные их подчиненными».

Следующий пункт говорит уже о порядке расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев: «При аварии, инциденте или несчастном случае владелец аттракциона или руководитель эксплуатирующей организации незамедлительно информирует о произошедшем местный исполнительный орган и другие государственные органы в установленном законодательством порядке».

Обратите внимание: уведомить следует в первую очередь местный акимат. Потому что, опять-таки согласно стандарту, именно МИО – тот орган, где аттракционы подлежат постановке на учет до получения в установленном порядке допуска к эксплуатации.

Именно в акимат владелец или эксплуатирующая организация обязаны предоставить для постановки на учет следую­щие документы: заявление; пас­порт аттракциона; документы, подтверждающие наличие в штате обученных и прошедших проверку знаний специалистов; технический отчет по техничес­кому освидетельствованию для аттракционов, отработавших нормативный срок службы; заключение эксперта о готовности аттракциона к эксплуатации, а также акты технической готовности и приемки аттракциона в эксплуатацию.

К слову, раньше за безопас­ность аттракционов отвечали в том числе и региональные департаменты по чрезвычайным ситуациям. Но сейчас не имеют к этому делу никакого отношения – мы уточнили в головном ведомстве.

Допустим, на аттракционе что-то случилось. Куда жаловаться? Вопрос этот мы задали специалистам Комитета по защите прав потребителей МТИ РК. Нам ответили: нужно обратиться в местный исполнительный орган (так как он регулирует разрешения на работу), а также в территориальные департаменты по защите прав потребителей, где помогут оформить компетентное претензионное письмо в те или иные государственные органы. Правда, просто так прийти и бездоказательно катить бочку на какую-нибудь карусель не получится – нужны доказательства, в идеале – чек за оказанную услугу. К сожалению, чеки дают не вез­де: ну откуда взяться отпечатанной по всем правилам бумажке у владельца давно немытого батута сбоку-припека у торгового центра? Но даже если нет чека, доказательства могут быть найдены, потому что, согласно статье 18 Закона
«О защите прав потребителей», «отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приоб­ретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приоб­ретении товара (выполнении работы, оказании услуги), не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приоб­ретения товара».

В городских парках вероятность не получить чек за услугу практически исключена. Там и порядок эксплуатации аттракционов строго соответствует установленным нормам.

– Все аттракционы в Цент­ральном парке имеют паспорт, при этом ежегодно, перед началом сезона, они проходят переосвидетельствование нашей технической службой. Сначала мы проверяем сами, а уже пос­ле заключаем договор со специализированной компанией, имею­щей лицензию на проверку аттракционов. Смотрят тщательно, оценивают техническое состоя­ние, состояние металла. Если с их стороны есть замечания, мы их сразу же устраняем и только после этого вводим аттракцион в эксплуатацию на сезон, – комментирует директор ТОО «Magic Park Astana», управляющей компании
Цент­рального парка «Столичный» г. Нур-Султана Гайни Хасенов.

Специалист подчеркивает: все развлекательные устройства – под строгим контролем, просто так прийти в парк и установить свой аттракцион (как и случилось в Караганде в 2019 году) нельзя. Тем более батуты – это развлечение дис­кредитировало себя сполна. А потому в Центральном парке работают лишь аттракционы либо из собственности фонда, либо принадлежащие проверенным арендаторам.

Насколько известно, в июле этого года при акиматах должны были быть созданы отдельные курирующие структуры, отвечающие конкретно за аттракционы, контролирующие функции хотели передать в ведение одного из управлений местного исполнительного органа. То есть воплотить в жизнь то, что уже давно прописано в техрегламенте ЕАЭС. Но помимо отсутствия определенности, кого же наделить этой ответственностью, есть и еще одна проблема – отсутствие профильных специалистов, способных претворять в жизнь нормы национального стандарта.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Пострадавшие благодарят за помощь
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

​​​​​​​Служба вместе, пенсия – врозь?
...А где-то угоняют табунами
Сертификаты обещают продлить
Мыльные пузыри

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]