Главная страница

Весь мир – театр

Сегодня Международный день театра. В сложных условиях отмечают свой профессиональный праздник театральные деятели Казахстана – коварный коронавирус, COVID-19, заставил временно закрыть занавес. И хотя в зрительных залах стоит непривычная тишина, любители театрального искусства, как и сами актеры, режиссеры, декораторы, гримеры, костюмеры – все, кто причастен к «волшебному краю», как называл театр Пушкин, верны девизу международного дня: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Загадка «волшебного края»

Еще в XVI веке Шекспир утверж­дал: «Мир – это театр, а люди в нем – актеры». Идут века, сменяются поколения. Цивилизация произвела на свет сначала кино, потом телевидение, а теперь и Интернет, но вопреки всем предсказаниям Его величество театр не только не умер – он живет, развивается, молодея год от года.

Как известно, театр придумали древние греки, а древние римляне считали, что народ нуждается лишь в двух вещах – хлебе и зрелищах. Театр и родился как зрелище, но уже античные авторы Еврипид и Аристофан поняли, что театр может не только развлекать, но и бичевать пороки, воспевать добродетель.

«О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..» – восклицал молодой Виссарион Белинский. «Уверен, что выше театра нет ничего на свете», – вторил ему Антон Чехов. Александр Блок в юности мечтал стать актером и даже играл шекспировского Гамлета в самодеятельном дачном театре.

Подобные примеры можно приводить и приводить, но и без того очевидно, что сцена всегда, во все времена влекла к себе таланты. Чем пленял их театр? Что составляло «волшебство» этого «края»? Что заставляет людей и сегодня, как сотни лет назад, стремиться в театр? Может, то, что театр, как сказал кто-то из философов, – это история души человека, ее падений и восхождений?.. Хотя в разные исторические эпохи театр был и трибуной, и средством воспитания умов, и кафедрой, и школой познания жизни.

В чем видят назначение театра казахстанские деятели искусства? Например, художественный руководитель Государственного академического русского теат­ра драмы им. М. Ю. Лермонтова, народный артист РК Рубен Анд­риасян однажды говорил по этому поводу:

– Если уж вспоминать классику, то Энгельс дал прекрасное определение: «Искусство есть средство эмоционального поз­нания жизни». Этим все сказано. Это и познание самого себя, человеческой души, поступков, отношений. Должен ли театр отвечать потребностям времени? Безусловно. Но при этом не работать на потребу публики. У театра несколько иные задачи. Я, например, объясняю интерес к нашему театру одним: что бы мы ни играли, пусть даже пьесу с трагическим концом, мы всегда думаем, как дать зрителю оптимистическую подпитку. Ведь зритель настолько устал от сложностей бытия, что кто-то должен говорить: «Ничего, ребята, прорвемся!» И мы взяли на себя эту функцию.

На вопрос, должен ли театр быть воспитателем, актриса этого же театра, заслуженная артистка РК Татьяна Банченко со свойственной ей эмоциональностью восклицает:

– Воспитывать? Нет! Важно не воспитывать, а давать пищу для размышлений. Растревожить вон там, в сердце, чтобы человек задумался, что есть добро, а что зло. Направлять человека на путь размышлений – это и есть миссия театра.

А вот художественный руководитель Республиканского академического немецкого театра Наташа Дубс, следуя духу времени, считает, что даже авангардный театр, каким видит себя немецкий, должен опираться на нравственные ценности, духовное начало. По ее мнению, театр – одна из ипостасей человековедения, при этом он должен быть в фарватере не только мировых театральных, но и общественных течений, потому что любой национальный стиль обогащает искусство в целом.

– Мы стремимся, чтобы наши спектакли заставляли задумываться, чтобы между сценой и зрительным залом возникал диалог, – говорит она.

Действительно, вот уж без чего театр не может существовать, так это без зрителя. Можно читать в одиночестве книгу, картина не потеряет в выразительности, если человек смотрит ее в пустом зале, но спектакль прозвучит в полную силу только тогда, когда его воспринимают одновременно десятки и сотни людей.

На глазах у зрителей актеры проживают жизни своих персонажей, и это либо с восторгом, под овации зрительного зала принимается, либо не принимается, и тогда становится реальностью знаменитая фраза Станиславского «Не верю!»

У времени в плену

Театр всегда отвечал на запросы современников, потому что, по образному выражению драматурга Александра Штейна, был «у времени в плену». Скажем, в советские годы, когда строилось новое общество, театр занимался «построением» нового человека, воспитывая его идейно, нравственно. И не только воспитывал, но и участвовал в исторических событиях.

В годы войны десятки фронтовых театров, тысячи актерских бригад, в том числе из Казахстана, прошли вместе с армией по фронтовым дорогам до самого Берлина. Среди них была и знаменитая Роза Багланова, народная артистка СССР и Республики Казахстан, удостоенная почетного звания «Халық Қаһарманы». Все четыре года войны сценической площадкой для нее были фронтовые блиндажи и наспех сколоченные концертные подмостки, где выступать приходилось под свист снарядов и разрывы бомб.

Люди мирной профессии – актеры проявляли в годы войны редкую душевную стойкость, а порой и настоящий героизм. Они понимали: хоть и гремят пушки, музы не должны молчать – искусство нужно фронту, оно вдохновляет солдат на подвиги, дает им заряд бодрости и силы.

Театр нужен и нам, живущим не только в обновленном обществе, но и в новом столетии. Великие актеры всегда были властителями дум, любимцами публики. Марию Ермолову, например, восторженная студенческая молодежь выносила на руках из театра. В наших театрах сейчас такого нет, но ведущие актеры достойно продолжают лучшие сценические традиции.

Ветры перемен

Сейчас в Казахстане порядка 60 различных театров – драматических и музыкальных, для детей и взрослых. Есть театры национальные – кроме казахских и русских, немецкий, корейский, уйгурский, узбекский, есть традиционные кукольные театры и современные – ростовых кукол, есть молодежный театр АРТиШОК…

Но вот вопрос: достаточно ли это для страны с 18-миллионным населением? Только в одной Москве, например, свыше 500 театров. Театроведы давно спорят, нужны ли Казахстану, допустим, частные театры, которые уже существуют во многих странах?.. Они появились и у нас. Правда, пока никто из них громко не заявил о себе, ведь для этого нужны отечественные Мамонтовы, Рябушинские, Дягилевы, которые пожертвовали бы часть своих капиталов на развитие искусства. Меценатство и культура – понятия неразделимые.

В то же время радует, что сейчас отечественное театральное искусство расширяет свои границы. Скажем, тот же Республиканский немецкий театр не раз бывал в зарубежных гастрольных поездках. А года три назад при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках проекта «Зов Великой степи» он совершил евротур, показав за рубежом современное прочтение драмы Мухтара Ауэзова «Карагоз».

Тогда с национальным искусством Казахстана познакомились зрители Берлина, Парижа, Вены, Брюсселя и Москвы. Подобные гастроли стали значительным вкладом в реализацию масштабного проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

По словам Наташи Дубс, в теат­ре и сейчас создается множество программ, которые позволяют обмениваться спектаклями, выезжать за рубеж, учиться и делиться опытом. Пример тому – одна из последних работ театра, спектакль «Регентруда восточного мира», который по праву можно назвать интернациональным.

Судите сами. Его поставил режиссер из Германии Тильман Хекер, взяв за основу сказку немецкого писателя Теодора Шторма, хореограф – американец Мак Кейн Джошуа Ли, композитор Дэвид Францсон из Исландии, авторы песен – американцы Кэйт и Иззи Эберштадт, также из США режиссер по свету – Скотт Паркер, а дизайнер костюмов – Белль Сантос из Германии.

Исполнители – актерская труппа нашего немецкого театра, которая, кстати сказать, тоже интернациональная: Рената Молова, Ирка Абдульманова, Тимур Бонд, Александра Биглер, Дания Абсалямова и другие.

Пропагандирует многонациональную культуру Казахстана и Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии. 20 лет возглавляет этот коллектив член Ассамблеи народа Казахстана Любовь Ни.

– Мы участвовали во многих международных проектах, которые имеют большое значение как в плане развития межгосударственных связей, так и для по­пуляризации казахской культуры за рубежом. Ведь, как известно, казахстанская культура складывается из всего многообразия этносов, которые живут на территории государства, – говорит она.

У театра почти 90-летняя история, за эти годы были поставлены порядка 300 спектаклей и концертных программ, которые посмотрели свыше 5 миллионов зрителей! Развиваясь в русле единой этнокультурной политики Казахстана, корейский театр сохраняет национальный колорит, самобытность и язык, обогащая культуру корейцев, проживающих в полиэтническом окружении.

И вот еще о чем хотелось бы сказать. Нынешний репертуар большинства наших театров базируется, как правило, либо на мировой классике, либо на произведениях зарубежных авторов. Возникает вопрос: почему наши писатели мало пишут для современной сцены?

Несколько лет назад, отвечая на этот вопрос, художественный руководитель лермонтовского театра Рубен Андриасян сказал: «Таких пьес нет, наверное, потому что эпоха, в которой мы живем, слишком сложна. И чтобы написать что-то по-настоящему стоящее, нужно время для осмыс­ления». Поэтому ответы на вопросы, которые сегодня всех волнуют, часто находят в классике.

Правда, и в этом плане наметились положительные сдвиги. В лермонтовском театре известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов работает над спектаклем «Жили-были» по пьесе, которую он написал по мотивам своих рассказов. Думается, это будет интересная премьера.

Разумеется, не забыта и такая значимая дата, как 75-летие Великой Победы. Режиссер Андрей Кизилов занят постановкой спектакля «Вдовий пароход» по книге российской писательницы И. Грековой.

Крайне важно и то, что в театральном мире Казахстана оживилась гастрольная деятельность. И это происходит не только в рамках республики. Скажем, вот уже несколько лет в Алматы приезжают ведущие московские театры в рамках федеральной общероссийской прог­раммы «Большие гастроли». Прошлой осенью знаменитый Театр Образцова показал два спектакля, в том числе ставший уже легендарным «Необыкновенный концерт», а до этого театралы смогли побывать на спектаклях не менее легендарного Московского художественного театра.

Приглашать к сотрудничест­ву ведущих мастеров сцены из ближнего и дальнего зару­бежья стало доброй традицией и для лермонтовского театра. Например, с благословления французского режиссера и драматурга Мишеля Поли на сцене театра идут два спектакля в его переводах – «Ужин с дураком» и «Визит к мистеру Грину».

Как рассказал директор теат­ра, заслуженный деятель РК Юрий Якушев, в прошлом году на их сцене работала Полина Неведомская, режиссер-постановщик и хорео­граф из Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» им. А. Миронова, которая представила оригинальное прочтение пьесы Александра Островского «Снегурочка».

Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибое­дова приезжал в Алматы по линии Ассоциации деятелей русских театров зарубежья и по приглашению лермонтовского театра, который является членом этой ассоциации. Был показан моноспектакль «Я – Николай Гумилев!» о трагической судьбе одного из самых ярких поэтов Серебряного века в постановке Иванэ Курасбедиани.

Понятно, что театр – искусство коллективное. Это совместная деятельность не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, готовит реквизит, устанавливает свет, встречает зрителей... Недаром существует определение «работники теат­рального цеха». Есть крылатая фраза – «Театр начинается с вешалки», где и встречают нас, зрителей, эти самые работники. Сегодня это и их праздник.

Театр, по словам знаменитого казахского хореографа и балетмейстера, народного артиста РК Булата Аюханова, должен «будить божественное в душе человека». Именно поэтому театр будет востребован всегда. Ведь это зеркало жизни, в которое интересно посмотреть, увидеть собственное отражение, погрус­тить или посмеяться над собой.

Автор:
Елена Брусиловская
10:57, 27 Марта 2020
0
595
Подписка

Популярное