Лента повествует о культе коня у казахов, обрядах и ритуалах, связанных с этим благородным животным. В своей статье «Семь граней Великой степи» Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что одомашнивание лошади человеком впервые произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения Ботай на севере страны.
Главный герой картины – потомок лошади Пржевальского – выносливая и терпеливая казахская лошадь, которая сейчас очень хорошо прижилась в Монголии. Вместе с экспертами, историками, этнографами и коневодами создатели картины изучают ее родословную, основываясь на национальном эпосе и мифологии, а также на исторических сведениях.
– Хотелось рассказать всему миру о верной помощнице степняков, – отметил режиссер картины Бахыт Каирбеков.
Для него эта тема не нова. Будучи человеком многогранным, поэт, переводчик и режиссер Бахыт Каирбеков давно пишет об обычаях и традициях народа. О мире кочевников он рассказал в своей книге «Мир кочевья. Мифы казахской степи», которую задумал еще будучи студентом Литературного института им. Горького. В ней он сблизил культурные поля двух миров – казахского и русского космоса. Эта книга, по отзывам литературоведов, очень хороша для популяризации духовного мира Великой степи и для казахского языка, поскольку написана она на русском, но в ней объясняется значение многих казахских слов. Поэтому сегодня ее настоятельно рекомендуют адаптировать под школьную программу.
Что касается картины «Крылатая душа джигита», то она в жизни Бахыта Каирбекова появилась неожиданно. Так же, как и в случае с художественной лентой «Жақсылық», чья премьера состоялась в конце прошлого года, ее надо было срочно запускать в производство. Год подходил к концу, а это был госзаказ. Зная оперативность Бахыта Каирбекова и его умение быть «два в одном» – сам себе сценарист и режиссер, эту работу поручили именно ему.
Съемки документальной ленты проходили в Восточном Казахстане, Нур-Султане, Алматы и Алматинской области, а также в Монголии. Помимо этого, в картине использовались архивные кадры раскопок на месте древних поселений Ботай и Берель. В создании проекта участвовали историк Ахмет Токтабай, археолог-реставратор Крым Алтынбеков и зооинженер Елена Молчанова.