«Вечен творец бессмертного слова» Мир Абая 7 августа 2020 г. 9:59 2202 Раушан Шулембаева Острый взгляд мудреца– Абай – исполинская фигура в нашей истории, однако при жизни были опубликованы только два его стиха – «Лето» и «Вот я стал волостным», – говорила на виртуальной лекции в честь 175-летия великого казахского поэта в Государственном музее искусств им. А. Кастеева ведущий искусствовед музея, президент Национальной секции Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО Кульжазира Мукажанова. – В современном же Казахстане в честь Абая создано немало произведений литературы, музыки, изобразительного искусства.Обзор живописных работ разных лет лектор начала с единственного прижизненного портрета, выполненного карандашом ссыльным художником-самоучкой Павлом Лобановским в 1887 году. Он хранится в музее поэта в Семипалатинске. Художник изобразил Абая таким, каким часто видел его в повседневной жизни, – в чапане, с платком на шее и тюбетейкой на макушке. Казалось, обыденное описание внешности, и все же в этом небольшом рисунке чувствуется внутренняя сила неординарной личности. В первую очередь внимание привлекают крупная голова, высокий лоб и острый взгляд, словно проникающий в сердце каждого, кто всматривается в глаза поэта.Кульжазира Мукажанова напомнила, что до наших дней сохранилась также единственная фотография, сделанная за несколько лет до смерти поэта. На ней Абай запечатлен с двумя сыновьями. Эта фотография и послужила отправной точкой для художников – участников первого конкурса 1934 года, посвященного Абаю.Перед ними стояла непростая задача – показать живописным языком многогранную личность, глубину ума, силу творческого дара, индивидуальные качества и доброту души поэта. Художники фактически не имели иконографического материала, возможно, потому тогда не все удалось. Об этом можно судить по воспоминаниям Юрия Домбровского, который остался разочарованным увиденным. Были представлены одни портреты, и он писал: «Со всех полотен на меня смотрело одно и то же лицо, с одним и тем же выражением».– Однако были тогда и удачи. Интересный образ поэта создал Бейсенбай Сарсенбаев (он прожил короткую жизнь – с 1914 по 1938 год), – продолжила рассказ Кульжазира Жумадильевна. – Портрет написан с подкупающей прямотой, наивным реализмом, заметно искреннее стремление раскрыть многогранность личности Абая. Погрудное изображение поэта художник поместил на фоне казахского текемета – неотъемлемой части жилища кочевника. А чтобы передать энергию характера, он подчеркнул рисунок усов, бороды и бровей, решительно положив тень на скулу и шею.Акварельный стихОсновоположник казахского изобразительного искусства, мастер живописи и акварели Абылхан Кастеев, изображая Абая, стал одним из первых, кто не ограничился лишь обликом поэта.– В акварели «Абай около юрты» 1934 года Кастеев изобразил его на зеленом джайлау, – привела пример Кульжазира Жумадильевна. – Белая юрта уже поставлена, за нею виден каркас другой, слева протекает извилистая речка, на берегу пасутся кони. В глубине над холмами простирается голубое небо с белыми облаками. Абай на первом плане – он сидит за низким круглым столом, перед ним раскрытая книга, листы бумаги. Он только что писал, а теперь задумчиво смотрит вдаль. Внизу латиницей написан стих Абая «Лето».После выхода знаменитого романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая», в котором выстроен впечатляющий образ Абая-юноши, показано формирование личности поэта на фоне ярких картин жизни казахской степи, вдохновленный Кастеев в 1945-м написал «Портрет юного Абая». Как подчеркнула искусствовед, портрет написан, скорее всего, с оглядкой на облик одного из сыновей поэта с семейной фотографии, о которой упоминалось выше.«Портрет юного Абая» наглядно демонстрирует, что Кастееву было важным показать тот великий дар, силу и мощь таланта, что были скрыты в юноше. Лектор процитировала слова Мухтара Ауэзова: «Время, проведенное с книгой или с пером в руке, будь то зимой или летом, Абай считал счастливейшими часами, своей настоящей жизнью. Думать и доверять бумаге все пережитое стало смыслом его существования. Искры истины и высокие мысли, найденные им в книгах или познанные в жизни, находили себе место в его стихах, в песнях, каких до него никто еще не пел на его родном языке».В ответе за всеПостепенно произведения, посвященные Абаю, менялись: иные качества уже привлекали художников и стали появляться по-другому интонированные образы. Так, в картине «Абай (Мыслитель)» 1971 года заслуженного деятеля искусств КазССР Токболата Тогусбаева показан человек, полный мудрости и жизненного опыта.Художник изобразил Абая в профиль: в глубокой задумчивости поэт сидит на фоне огромной полусферы земли. Фигура соразмерна планете, ведь Абай в глазах художника – личность космического масштаба. Образ выражает драматическое одиночество мыслителя, ценившего жизнь как великий дар Создателя и призывавшего не прожигать ее на ссоры, незначительные вещи и суету. Внутреннее напряжение чувствуется во всем облике поэта, в нем сконцентрирована энергия мысли и чувства. Сочетание в одежде теплого и холодного цветов, согласно замыслу художника, олицетворяет лед и пламень, страстную душу и трезвый ум, которые были присущи Абаю.Выдающийся мастер портрета Владимир Киреев представил «Абая» в 1983 году уже в героико-романтическом ключе. В его картине все дышит достоинством и осознанием значимости этой выдающейся личности в потоке истории. Художник над портретом Абая работал около трех лет. Владимир Киреев, знакомый с трудами поэта, всем своим творчеством утверждал: это волевой человек, ответственный за свои слова, умеющий возразить, дать отпор. Поэтому неудивительно, что на картине Киреева поэт стоит во весь рост в золотистом одеянии, а тяжело ниспадающий с его плеч чапан придает фигуре монументальность. Каждый жест, даже поворот головы в этой картине, наполнен особой эмоциональной выразительностью и глубоким уважением к личности философа и мыслителя.Народный художник КазССР Леонид Леонтьев дважды обращался к образу Абая, его работы интересны и ценны тем, что художник показал разные грани личности поэта, словно разные времена года. В 1954 году Леонтьев создал карандашный рисунок, а в 1981-м – пастельный. На первом – Абай задумчивый, серьезный, с печалью осознающий сложность бытия. На втором рисунке – лицо поэта уже озарено улыбкой, тем не менее он внутренне собран, сосредоточен и излучает энергию мысли.Взгляд художникаСтихи и песни Абая звучат во всех концах казахской земли. Красота созданных им поэтических образов не могла не увлечь авторов книжной графики. Они немало потрудились, создав замечательные иллюстрации к томикам стихов поэта. Кульжазира Мукажанова отмечает блестящего мастера графического искусства Евгения Сидоркина, который часто обращался к роману «Путь Абая».В 1960-м Евгений Матвеевич представил серию книжных иллюстраций в линогравюре. Среди них лист, где изображен мальчик Абай, готовый бесконечно слушать сказки любимой бабушки, особенно подкупает душевной теплотой и искренностью. В 1970-м Сидоркин представил уже автолитографии, в которых постарался отразить грозную, трагически сложную атмосферу жизни казахов конца XIX века. Он писал: «Художник должен стоять рядом с писателем, а не со словом». Возможно, поэтому так достоверны и жизненны герои его композиций.Целая серия увлекательных, изысканных и емких иллюстраций к поэзии Абая принадлежит талантливому графику, художнику театра и кино Кулахмету Ходжикову. Он их написал в 1944–1948 годах пером и тушью. Один из самых проникновенных – это лист к последним строчкам стиха Абая «Весна»: «Только вечером видел, как сходит оно ⁄ В свой закатный веселый шатер золотой».На этой иллюстрации перед монументальной фигурой Абая раскинулся чудесный ландшафт. Повторяя стих поэта, Ходжиков представил зрителю живописную долину, где пасутся кони, раскинулся небольшой аул, а на горизонте – солнечный диск, который уже прячется за горными вершинами. Поэт, кажется, погружен в свои мысли, он словно сошел со страниц романа «Путь Абая».Кульжазира Жумадильевна в связи с этим процитировала слова Мухтара Ауэзова, которые он написал в эпилоге к первому тому своего романа: «Теперь, оставив друзей в юрте, он вышел на холм, чтобы побыть наедине со своими мыслями...»Образ, неподвластный времени– История создания образов Абая не будет полной без обращения к станковым и монументальным скульптурным произведениям, – подчеркнула Кульжазира Мукажанова. – Один из первых и самых значительных монументов – это памятник Абаю 1960 года Хакимжана Наурзбаева (архитектор Иван Белоцерковский). Скульптору удалось воплотить в бронзе эпический образ, подчеркнув в нем спокойную мудрость и величие духа.Бронзовую фигуру Наурзбаев установил на пьедестале в виде скального возвышения из кордайского гранита. Такое «живописное» оформление искусствовед объяснила не только тем, что оно соответствует архитектурному и пейзажному окружению, но и образу, созданному Мухтаром Ауэзовым. Широкоплечий, статный поэт похож на могучего степняка. В левой руке он держит книгу, а правой придерживает полы накинутого на плечи чапана. Классическая строгость, ясность силуэта, простота позы – все направлено на создание выразительного, жизнеутверждающего образа.Памятник установили в Алматы на проспекте, носящем имя поэта, и сегодня он стал неотъемлемой частью городской среды и прочно вошел в жизнь горожан.Бронзовая статуя, установленная в 2006 году в Москве на Чистопрудном бульваре рядом с посольством Казахстана, заслуживает такой же высокой оценки. Скульптор Марат Айнеков наполнил свое произведение философским звучанием. А каменный постамент украсил национальными узорами и надписью «Вечен творец бессмертного слова». В состав композиции вошли еще два каменных изваяния, решенных по подобию степных балбалов.Зрительского внимания заслуживает и «Абай» скульптора Аскара Есенбаева. Работа интересна тем, что в ней ощущается опосредованная связь с традицией монументальной тюркской скульптуры, каменными изваяниями, рассыпанными по степям Казахстана.Искусствовед Баян Барманкулова на персональной выставке художника, которая проходила в 2017 году в Музее искусств им. А. Кастеева, назвала пластическое решение Есенбаева оригинальной идеей, напоминающей о номадическом начале человеческой истории: «Он хотел создать образ человека, неподвластного времени. Умного и страдающего (многие знания рождают многие печали). И здесь понадобились пластические находки европейской скульптуры многих веков».– Необычайно многогранна личность Абая, – отметила в заключение Кульжазира Жумадильевна. – Его нравственные качества, мудрость, благородство, единство с народом, высокая одухотворенность, так выпукло представленные в романе Мухтара Ауэзова, будут интересны не одному поколению мастеров. Думается, что еще не раз наши художники обратятся к личности поэта и его произведениям, поскольку это неисчерпаемая и благодатная тема для новых произведений.
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»