27 февраля ведущая актриса Государственного академического русского театра для детей и юношества Казахстана им. Наталии Сац, заслуженная артистка КазССР Валерия Крымская отметит свой 80-летний юбилей новой ролью в новом спектакле.
Валерия Георгиевна Крымская служит первому в Казахстане театру для детей и юношества более полувека, с 1969 года. Будучи прекрасной актрисой, любимицей публики и в то же время скромным, деликатным человеком, она не любит давать интервью. Но в преддверии юбилея и премьеры спектакля «Шесть блюд из одной курицы», поставленного на Камерной сцене главным режиссером Владимиром Крыловым по одноименной пьесе Ганны Слуцки, актриса сделала исключение для «Казахстанской правды».
– Валерия Георгиевна, в Википедии написано, что за все годы службы в театре Вы сыграли около ста ролей.
– Никогда не считала их. В эти списки обычно включают все, что ты сыграл на сцене: массовки, эпизодические роли, второстепенные, главные. Никогда не занималась такой «бухгалтерией».
– А какие роли запомнились?
– Моя любимая и в то же время ненавистная роль последних лет – это Сильва в спектакле «Я актриса» по оперетте Кальмана в постановке режиссера Бориса Николаевича Преображенского. А если говорить об эпизодических ролях, которые стоят некоторых главных, то при Евгении Александровиче Прасолове шла пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина». У меня там была роль Риточки, проводницы, подруги мамы героя. И был эпизод «День рождения Риточки», который стоил главных ролей.
Когда Султон Алимжанович Усмонов ставил у нас «Закат» по Бабелю, мы «накопали» столько интересного, что я подумала: небольшая роль матери в этом спектакле стоит других главных. С 2013 года мы играем спектакль «Браво, Лауренсия!», где у меня роль Майи Ивановны, мамы Эли. У нас сейчас сложно с хорошей драматургией, поэтому за такие значительные маленькие роли я могу отдать главную, которая не очень важна.
– Расскажите о своей героине в спектакле «Шесть блюд из одной курицы». Что у Вас общего с ней?
– Героиня близка и понятна, потому что у меня тоже поздний ребенок, а поздних да единственных любят еще сильнее. Герой спектакля – маменькин сынок, заласканный, залюбленный, у таких мамаш, как моя героиня, ребенок обречен на одиночество. Сына играют в двух составах два Александра – Шитов и Красников, и у каждого получился свой образ.
В спектакле есть над чем подумать, он затронет сердца зрителей. Очень благодарна, что театр и режиссер Владимир Крылов дали мне возможность показать себя в новой роли. Помните, как писал поэт: «И может быть – на мой закат печальный ⁄ Блеснет любовь улыбкою прощальной…»
– Вы родились в Кургане, учились в Свердловске. Что повлияло на выбор профессии и как Вы попали в Казахстан?
– Мой отец окончил Пермское авиационное училище и поехал в Курган пилотом-инструктором. А тут началась война. Мама тогда была беременна. Отец дождался моего рождения в феврале 1942 года, осенью он пошел на фронт, воевал до окончания войны, вернулся в 1946-м.
После моего рождения мама вернулась в Свердловск, откуда они с отцом были родом. В Свердловске мы жили возле аэропорта, на Загородной улице, там не было никаких домов пионеров, поэтому, когда я после школы поступала в театральное училище, то провалила экзамен.
Пошла сначала работать секретарем-рассыльной, потом на завод крановщицей электромостового крана, а затем аэропортовские знакомые посоветовали мне пойти стюардессой. Я прошла конкурс и стала летать на ИЛ-18.
Однажды на День гражданской авиации мы с подружкой Ритой вели концерт на телевидении – почитали стихи, где-то подпели. Тогда не было никаких записей, работали вживую. Были хорошие отзывы, комплименты, и нам посоветовали поступать в театральное. Я призналась, что уже поступала в училище, но ничего из этого не вышло.
Однако меня убедили: в нашем Свердловском театральном училище нынче открывается экспериментальный курс – вечернее отделение, надо идти туда. И вот я полетаю-полетаю, приду – сдам экзамен… Однажды прилетаю и вижу – зачислена.
Уволилась из Аэрофлота и пошла в Союз печати, чтобы была возможность работать днем до 18.00, а вечером учиться. Отсидев лекции, готовили на завтра этюды, сцендвижения, танцы и так далее… После репетиций в половине второго ночи мы шли пешком домой по пустому спящему городу. Дома меня всегда встречала мама, она никогда не ужинала без меня и не ложилась спать. А утром надо было рано вставать и идти на работу.
Мы с сокурсниками очень сильно уставали, тем более тогда была бескормица, хлеб по талонам. Были вечно невыспавшиеся и голодные. В конце первого курса написали министру культуры СССР Екатерине Фурцевой письмо с просьбой перевести нас на дневное отделение, потому что на спецпредметы катастрофически не хватало времени. И она откликнулась на нашу просьбу: нас перевели на дневное отделение, а зимой, на втором курсе, министр выбила для нас стипендию – 20 рублей. Стипендия небольшая, потому что это было среднее специальное учебное заведение, а уже после нас училище стало театральным институтом.
Мы уже учились с 9 утра, но все равно уходили из училища в 11 вечера, потому что были большими фанатами своего дела. Наш курс оказался достаточно взрослым – мы уже успели поработать, знали жизнь, ценили каждый час своей учебы. Относились к своей будущей профессии очень серьезно. Я получила диплом с отличием, уехала в Казахстан.
– Но ведь в Алма-Ате Вы оказались не сразу?
– Да, это так. В 1967 году, окончив учебу, уехала в Павлодар, хотя распределилась в Алма-Ату в ТЮЗ. Но у нас в Свердловске было такое поверье: если попадешь в ТЮЗ, то потом никакая драма тебя не возьмет. И я услышала, что в Казахстане есть потрясающий театр драмы имени Чехова в Павлодаре, что это второй «Современник». Меня разобрало любопытство, и я туда напросилась сама. Но карьера там не сложилась, мне не давали ролей, я почти два года просидела на скамейке запасных, участвовала в массовках.
А в Алматинский ТЮЗ меня пригласил главный режиссер Григорий Жезмер. Он сказал: «Крымская, я не держу зла и еще раз вас приглашаю, потому что собираюсь ставить шикарную пьесу по Аксенову «Мой брат играет на кларнете». Если согласитесь приехать – будете играть роль десятиклассницы Алины, первой красавицы школы». Я сразу подала заявление и уехала посреди сезона, меня там ничего не держало.
Приехала в Алма-Ату, и с 30 января 1969 года начался мой трудовой стаж в ТЮЗе. Сразу загрузили работой, ввели в кучу спектаклей, и везде я пригодилась.
Еще мне очень понравился южный климат. И в Свердловске, и в Павлодаре я страшно мерзла, была склонна к простудам. А когда приехала в Алма-Ату, и к 8 Марта резко наступило тепло, а потом пришла жара, я просто «закайфовала».
Кому-то здесь жарко, а мне хорошо, я влюбилась в Алма-Ату, в этот солнечный зеленый город, в климат, в природу, в людей – все мне здесь нравилось. И мама, когда ко мне в гости приезжала, всегда была в восторге. В первый раз она приехала и попала в такое время, когда выпал снег на цветущие майские розы. И вот она видит эти розы с человеческий рост, да еще по колено в снегу, и удивляется: ой, какая красота, какая экзотика!
С тех пор прошло больше 50 лет, и Казахстан стал моей второй родиной. Уехала я из Свердловска в 25 лет, так что большую часть своей жизни живу в Казахстане.
Я была настолько поглощена работой в театре, что было не до личной жизни, поэтому замуж вышла в 30 лет, а дочку родила только к сорока годам. Так что Алиса у меня поздний ребенок, как и сын моей героини – Саша – в нашем новом спектакле «Шесть блюд из одной курицы». Дочь свою я назвала Алисой в честь любимой актрисы Алисы Фрейндлих. А внука назвали в честь Никиты Михалкова.
– Ваша фамилия Крымская. Предки имели отношение к Крыму?
– Я не знаю всю свою родословную, вроде никакого отношения к Крыму не имеем. Знаю, что мой дед по отцу, Андрей Поликарпович Крымский, был чекист. По маминой линии бабушка Юзефа – польских кровей, из сибирских сосланных, они жили в Прокопьевске, потом осели в Свердловске.
– Вы всю жизнь практически прослужили одному театру. Не было ли соблазна перейти во «взрослый» театр драмы?
– После истории с Павлодаром я поняла, что Алматинский ТЮЗ – моя судьба. Ведь я пыталась уйти от судьбы после распределения, и ничего хорошего из этого не вышло. А когда я получила награды и звание заслуженной артистки Казахстана в 1987 году, то поняла, что это от того, что я осела в ТЮЗе, служила всю жизнь театру Сац, и у меня прекрасный, шикарный репертуар, причем взрослый репертуар. От добра добра не ищут. Все, что имею, я имею по взаимной любви в театре, по любви к коллегам и зрителям.
Беседовала Индира Сатбаева