Валерия Крымская: Театр Сац – это моя судьба

1207

27 февраля ведущая актриса Государственного академического русского театра для детей и юношества Казахстана им. Наталии Сац, заслуженная артистка КазССР Валерия Крымская отметит свой 80-летний юбилей новой ролью в новом спектакле.

Валерия Георгиевна Крымская служит первому в Казахстане теат­ру для детей и юношества более полувека, с 1969 года. Будучи прекрасной актрисой, любимицей публики и в то же время скромным, деликатным человеком, она не любит давать интервью. Но в преддверии юбилея и премьеры спектакля «Шесть блюд из одной курицы», поставленного на Камерной сцене главным режиссером Владимиром Крыловым по одноименной пьесе Ганны Слуцки, актриса сделала исключение для «Казахстанской правды».

– Валерия Георгиевна, в Википедии написано, что за все годы службы в театре Вы сыграли около ста ролей.

– Никогда не считала их. В эти списки обычно включают все, что ты сыграл на сцене: массовки, эпизодические роли, второстепенные, главные. Никогда не занималась такой «бухгалтерией».

– А какие роли запомнились?

– Моя любимая и в то же время ненавистная роль последних лет – это Сильва в спектакле «Я актриса» по оперетте Кальмана в постановке режиссера Бориса Николаевича Преображенского. А если говорить об эпизодических ролях, которые стоят некоторых главных, то при Евгении Александровиче Прасолове шла пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина». У меня там была роль Риточки, проводницы, подруги мамы героя. И был эпизод «День рождения Риточки», который стоил главных ролей.

Когда Султон Алимжанович Усмонов ставил у нас «Закат» по Бабелю, мы «накопали» столько интересного, что я подумала: небольшая роль матери в этом спектакле стоит других главных. С 2013 года мы играем спектакль «Браво, Лауренсия!», где у меня роль Майи Ивановны, мамы Эли. У нас сейчас сложно с хорошей драматургией, поэтому за такие значительные маленькие роли я могу отдать главную, которая не очень важна.

– Расскажите о своей герои­не в спектакле «Шесть блюд из одной курицы». Что у Вас общего с ней?

– Героиня близка и понятна, потому что у меня тоже поздний ребенок, а поздних да единственных любят еще сильнее. Герой спектакля – маменькин сынок, заласканный, залюбленный, у таких мамаш, как моя героиня, ребенок обречен на одиночество. Сына играют в двух составах два Александра – Шитов и Крас­ников, и у каждого получился свой образ.

В спектакле есть над чем по­думать, он затронет сердца зрителей. Очень благодарна, что театр и режиссер Владимир Крылов дали мне возможность показать себя в новой роли. Помните, как писал поэт: «И может быть – на мой закат печальный ⁄ Блеснет любовь улыбкою прощальной…»

– Вы родились в Кургане, учились в Свердловске. Что повлияло на выбор профессии и как Вы попали в Казахстан?

– Мой отец окончил Пермское авиационное училище и поехал в Курган пилотом-инструктором. А тут началась война. Мама тогда была беременна. Отец дождался моего рождения в феврале 1942 года, осенью он пошел на фронт, воевал до окончания войны, вернулся в 1946-м.

После моего рождения мама вернулась в Свердловск, откуда они с отцом были родом. В Сверд­ловске мы жили возле аэропорта, на Загородной улице, там не было никаких домов пионеров, поэтому, когда я после школы поступала в театральное училище, то провалила экзамен.

Пошла сначала работать секретарем-рассыльной, потом на завод крановщицей электромос­тового крана, а затем аэропортовские знакомые посоветовали мне пойти стюардессой. Я прошла конкурс и стала летать на ИЛ-18.

Однажды на День гражданской авиации мы с подружкой Ритой вели концерт на телевидении – почитали стихи, где-то подпели. Тогда не было никаких записей, работали вживую. Были хорошие отзывы, комплименты, и нам посоветовали поступать в теат­ральное. Я призналась, что уже поступала в училище, но ничего из этого не вышло.

Однако меня убедили: в нашем Свердловском театральном училище нынче открывается экспериментальный курс – вечернее отделение, надо идти туда. И вот я полетаю-полетаю, приду – сдам экзамен… Однажды прилетаю и вижу – зачислена.

Уволилась из Аэрофлота и по­шла в Союз печати, чтобы была возможность работать днем до 18.00, а вечером учиться. Отсидев лекции, готовили на завтра этюды, сцендвижения, танцы и так далее… После репетиций в половине второго ночи мы шли пешком домой по пустому спящему городу. Дома меня всегда встречала мама, она никогда не ужинала без меня и не ложилась спать. А утром надо было рано вставать и идти на работу.

Мы с сокурсниками очень сильно уставали, тем более тогда была бескормица, хлеб по талонам. Были вечно невыспавшиеся и голодные. В конце первого курса написали министру культуры СССР Екатерине Фурцевой письмо с просьбой перевести нас на дневное отделение, потому что на спецпредметы катастрофичес­ки не хватало времени. И она откликнулась на нашу просьбу: нас перевели на дневное отделение, а зимой, на втором курсе, министр выбила для нас стипендию – 20 рублей. Стипендия небольшая, потому что это было среднее специальное учебное заведение, а уже после нас училище стало театральным институтом.

Мы уже учились с 9 утра, но все равно уходили из училища в 11 вечера, потому что были большими фанатами своего дела. Наш курс оказался достаточно взрос­лым – мы уже успели поработать, знали жизнь, ценили каждый час своей учебы. Относились к своей будущей профессии очень серьезно. Я получила диплом с отличием, уехала в Казахстан.

– Но ведь в Алма-Ате Вы оказались не сразу?

– Да, это так. В 1967 году, окончив учебу, уехала в Павлодар, хотя распределилась в Алма-Ату в ТЮЗ. Но у нас в Свердловске было такое поверье: если попадешь в ТЮЗ, то потом никакая драма тебя не возьмет. И я услышала, что в Казахстане есть потрясающий театр драмы имени Чехова в Павлодаре, что это второй «Современник». Меня разобрало любопытство, и я туда напросилась сама. Но карьера там не сложилась, мне не давали ролей, я почти два года просидела на скамейке запасных, участвовала в массовках.

А в Алматинский ТЮЗ меня пригласил главный режиссер Григорий Жезмер. Он сказал: «Крымская, я не держу зла и еще раз вас приглашаю, потому что собираюсь ставить шикарную пьесу по Аксенову «Мой брат играет на кларнете». Если согласитесь приехать – будете играть роль десятиклассницы Алины, первой красавицы школы». Я сразу подала заявление и уехала посреди сезона, меня там ничего не держало.

Приехала в Алма-Ату, и с 30 января 1969 года начался мой трудовой стаж в ТЮЗе. Сразу загрузили работой, ввели в кучу спектаклей, и везде я пригодилась.

Еще мне очень понравился южный климат. И в Свердловске, и в Павлодаре я страшно мерзла, была склонна к простудам. А когда приехала в Алма-Ату, и к 8 Марта резко наступило тепло, а потом пришла жара, я просто «закайфовала».

Кому-то здесь жарко, а мне хорошо, я влюбилась в Алма-Ату, в этот солнечный зеленый город, в климат, в природу, в людей – все мне здесь нравилось. И мама, когда ко мне в гости приезжала, всегда была в восторге. В первый раз она приехала и попала в такое время, когда выпал снег на цветущие майские розы. И вот она видит эти розы с человеческий рост, да еще по колено в снегу, и удивляется: ой, какая красота, какая экзотика!

С тех пор прошло больше 50 лет, и Казахстан стал моей второй родиной. Уехала я из Свердловска в 25 лет, так что большую часть своей жизни живу в Казахстане.

Я была настолько поглощена работой в театре, что было не до личной жизни, поэтому замуж вышла в 30 лет, а дочку родила только к сорока годам. Так что Алиса у меня поздний ребенок, как и сын моей героини – Саша – в нашем новом спектакле «Шесть блюд из одной курицы». Дочь свою я назвала Алисой в честь любимой актрисы Алисы Фрейнд­лих. А внука назвали в честь Никиты Михалкова.

– Ваша фамилия Крымская. Предки имели отношение к Крыму?

– Я не знаю всю свою родословную, вроде никакого отношения к Крыму не имеем. Знаю, что мой дед по отцу, Андрей Поликарпович Крымский, был чекист. По маминой линии бабушка Юзефа – польских кровей, из сибирских сосланных, они жили в Прокопьев­ске, потом осели в Свердловске.

– Вы всю жизнь практически прослужили одному театру. Не было ли соблазна перейти во «взрослый» театр драмы?

– После истории с Павлодаром я поняла, что Алматинский ТЮЗ – моя судьба. Ведь я пыталась уйти от судьбы после распределения, и ничего хорошего из этого не вышло. А когда я получила награды и звание заслуженной артистки Казахстана в 1987 году, то поняла, что это от того, что я осела в ТЮЗе, служила всю жизнь театру Сац, и у меня прекрасный, шикарный репертуар, причем взрослый репертуар. От добра добра не ищут. Все, что имею, я имею по взаимной любви в театре, по любви к коллегам и зрителям.

Беседовала Индира Сатбаева

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Этностиль остается на пике популярности
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Черепахи умеют улыбаться
Тест на прочность: держаться вместе!
Казахский должен стать языком межнационального общения
Ради водворения правды
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Превратили остановку в арт-объект
В центре знают о нуждах регионов
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Легионеры будут уповать на меценатов
Распоряжение Главы государства
Дождалась котельная ремонта
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]