Главная страница

​В снежном, морозном плену

Нередко заложниками ЧС становятся автовладельцы и их пассажиры, пренебрегающие предупреждениями о надвигающейся метели, гололедице и понижении температуры. В итоге на помощь им выдвигаются службы реагирования в чрезвычайных ситуациях. Но как уберечь себя в ожидании спасателей?..

Метели по колено

Еще свежи воспоминания об ужасном ДТП, случившемся в декабре 2016 года на трассе Астана – Петропавловск. Из-за сильного гололеда и метели на дороге тогда столкнулись 6 легковых авто и рейсовый автобус. Запомнился же этот жуткий случай тем, что в ДТП чудом выжил трехлетний мальчик, а буквально через несколько минут после его вызволения из заблокированного автомобиля машину практически раздавил автобус. Мама мальчика была в салоне легковушки и погибла на месте, а родных ребенка искали неравнодушные граждане с помощью соцсетей. Погиб в этой аварии и очевидец, вызвавшийся помочь пострадавшим.

Вообще практически ежегодно, уже с наступлением первых заморозков у сотрудников Комитета по чрезвычайным ситуа­циям МВД РК работы заметно прибавляется. И в основном все за счет тех, кто, вопреки предуп­реждениям, все-таки выдвигается в путь. При этом людей не пугают ни расстояния, ни погода. Вспомните, сколько случаев было, когда спасатели, объявив предупреждение, почти сразу же едут на вызволение пленников гололеда, снежных заносов и пониженной температуры.

Отчаянные водители и пассажиры даже едут в объезд полицейских постов по непроторенным дорогам, дабы не быть остановленными «надоедливыми» людьми в погонах. Многие, кстати, застревают тут же, на тех же самых объездных дорогах, но некоторым «везет», и они отправляются в неизвестность, надеясь то ли на себя, то ли на удачу...

А между тем только за период с 1 ноября прошлого года и по 15 января текущего спасательными подразделениями КЧС совместно с полицией, местными исполнительными органами из снежных заносов спасены свыше 400 человек, вызволено 236 единиц техники.

Вообще, получив запрос о ситуации на дорогах, связанной с зимними метеоусловиями, в КЧС искренне обрадовались, ведь для них это лишняя возможность пов­лиять на несознательную часть общества и, быть может, предупредить еще массу ЧС. Ведь, как говорят сами спасатели, «самонадеянность, неосторожность, незнание мер безопасности и правил самоспасения в зимних условиях наших граждан могут привести к материальным потерям и даже гибели людей».


Главное – выжить

Так, что же важно знать, планируя выезд за город в зимнее время года? Во-первых, при попадании в любую ситуацию, где требуется помощь спасателей, нужно звонить на единый номер службы спасения 112, который доступен во всех регионах страны. Но главное, для его набора не требуется SIM-карта, а также баланс на номере мобильного телефона.

А во-вторых, пусть даже вы и не слышали предупреждений о надвигающемся шторме, да и на небе ни облачка в этот день, все же возьмите с собой в дорогу перечень главных средств. Как оказалось, спасти нашу жизнь в экстренной ситуации могут помочь паяльные лампы, тросы, цепи для колес, лопаты, восковые свечи и дополнительная утепленная одежда.

«Во время сильных морозов или снегопада необходимо группироваться по несколько автомобилей, тогда в случае поломки на помощь смогут прийти другие водители из колонны. Но если вы все-таки оказались в пути одни во время бурана или сильного мороза, и если ваша машина заглохла вдали от населенного пункта или в незнакомой для вас местности, оставайтесь в автомобиле. Ждите, пока по дороге проедет другое транспортное средство, попробуйте вызвать помощь по номеру 112, делятся правилами выживания в КЧС.

При этом не менее важно сразу же обозначить свою стоянку, вывесив яркую ткань. Двигатель нужно укрыть со стороны радиатора, а машину поставить по направлению к ветру. По словам спасателей, это позволит на неопределенное время оставить свободным выход для выхлопных газов.

И еще одна немаловажная деталь: при угрозе засыпания машины снегом нужно периодичес­ки приоткрывать одну из дверей авто. «Отодвигайте, разбивайте сугроб, чтобы он не замуровал вас внутри салона. А в уже заметенной машине, как бы вы ни замерзли, не запускайте двигатель! Вы можете погибнуть от угарного газа», – советуют специалисты.

Здесь же они добавляют, что если вам все-таки захочется сог­реться, а машину уже заводить нельзя, лучше выйдите на улицу, попытайтесь откопать выхлопную трубу. Правда, перед этим обязательно обвяжитесь веревкой. Известно много случаев, когда человек, отойдя в пургу на полметра от собственного дома или машины, мгновенно терял ориентировку в мелькании снега, начинал метаться и погибал.

Но что делать, если, даже следуя этим инструкциям, человек получил обморожения пусть и легкой степени? Каковы правила оказания первой помощи пострадавшим?

Вообще, об этом, конечно, мы слышали и не раз, но повторить этот набор элементарных правил, пожалуй, не помешает.

Итак, при оказании первой помощи необходимо попытаться согреть конечности для восстановления кровообращения в пораженных холодом тканях во избежание развития инфекционных осложнений. При обморожении I степени охлажденные участки тела согревают до покраснения теплыми руками, легким массажем, растиранием тканью из шерсти, дыханием, после чего накладывают ватно-марлевую повязку. А если же вы уже благополучно освободились из снежного плена и находитесь в отапливаемом помещении, то согревать обмороженную часть тела можно путем помещения ее в теплую воду. При этом температуру воды советуют постепенно доводить до 40–45 градусов. Если боль проходит и чувствительность восстанавливается, говорят спасатели, то вытрите руку⁄ногу насухо, наденьте перчатки⁄носки и по возможности обратитесь к хирургу.

Впрочем, главное правило, придерживаясь которого, можно избежать любых последствий: слушайте предупреждения от спасательных служб, не выдвигайтесь в путь при любых ухудшениях метеорологических условий.

Хотя добавим: листая сводки от КЧС, понимаешь, что не всегда люди оказываются заложниками стихий исключительно по своей вине. Ведь погода порой меняется на глазах. Выезжал – было чисто, тепло и спокойно, а буря вдруг разыгралась лишь в середине пути. Но, как заверяют сотрудники КЧС, это для них не важно. Главное – оказать содействие попавшим в трудную ситуа­цию гражданам, обезопасить их, минимизировав риски для жизни, здоровья людей.

Слетали «газели», вставали авто

В разговоре с работниками спасательных служб иной раз приходится слышать о недовольстве спасенных граждан, к примеру, тем, что спасатели вывезли их, а машину оставили на дороге. «Но мы ведь не этим руководствуемся. Для нас важно спасти человека, а не его машину!» – сказал как-то в разговоре заместитель министра внутренних дел Юрий Ильин. Впрочем, и автомобили чаще всего эвакуируются. Просто, когда речь идет о десятках и даже сотнях нуждающихся в спасении человек, «железо» уходит на второй план.

К слову, уже с начала нынешнего года было немало случаев оказания помощи пострадавшим. Так, один из них произошел в Кербулакском районе Алматинской области. На автодороге Сарыозек – Когалы из-за сильного ветра на заметенной дороге в снежном плену оказались сразу 22 автомобиля, где были 55 человек, из них – 15 детей! Силами сотрудников ДЧС автомашины эвакуировали на очищенный участок дороги. Среди эвакуированных жертв и пострадавших нет.

А двумя днями ранее помощь потребовалась жителям Западно-Казахстанской области. При этом «Казавтодор» сообщал о закрытии движения по всем нап­равлениям области республиканского и областного значения для всех видов транспорта. Но не все посчитали нужным придать этому значение. Ведь уже через полтора часа после объявления предупреждения, на 5-м км автотрассы Чапаево – Казталовка (Акжаикский район) в кювет слетела «газель». А еще через час с небольшим уже в Таскалинском районе помощь оказывали двум авто, где находились 7 человек. Не прошло и двух часов, но в снежном сугробе в том же районе снова «откапывали» легковушки. На этот раз спасали уже 16 граждан. К счастью, в медицинской помощи никто не нуждался.

В общем работы спасателям хватило до вечера. То они вызволяли из плена людей с их машинами в Сырымском районе, то опять в Таскалинском, то поехали в Акжаикский, где уже вечером произошло ДТП. Но отработан был этот день, что называется, по полной.

Не случайно сотрудники облслужб не устают обращаться с призывом к гражданам ЗКО, равно как к жителям всех остальных регионов страны: «Следите за информацией о погоде! Не выезжайте в буран, особенно в ночь!»

А вот свежие сводки об оказании помощи целым автобусам с пассажирами «на борту». Автомобильная дорога республиканского значения Павлодар – Астана. Причина остановки автобуса марки Van Hool, который следовал по маршруту Ташкент – Красноярск, – неис­правность ТС. Своевременное оказание помощи спасателями, и здоровыми и невредимыми в пункт обогрева были доставлены 55 человек, среди которых 2 детей. Как выяс­нилось, все пассажиры являются гражданами Республики Узбекистан. Медицинская помощь им не потребовалась. Однако уже в тот же день из посольства РУ в РК поступил звонок в оперативную службу ДЧС со словами благодарности сотрудникам службы, оказавшим незамедлительную помощь попавшим в беду иностранцам.

Аналогичное спасение случилось и до новогодних праздников на той же трассе, когда из-за неисправности «встал» автобус, что следовал по маршруту Семей – Астана. Все 14 пассажиров автобуса, в числе которых был также один ребенок, сотрудники управления по ЧС Экибастуза эвакуировали сначала в придорожное кафе близлежащего поселка, а потом на попутном автобусе доставили в город.

Самостоятельно справиться с неисправностью не смогли и водители пассажирского мик­роавтобуса марки Ford Transit на автодороге Павлодар – Омск. «Силами сотрудников отдела по ЧС района Теренколь 19 пассажиров, среди которых трое детей, были эвакуированы и дос­тавлены в пункт обогрева. Там всем пассажирам предоставили горячее питание. Никому из них медицинская помощь не понадобилась. Терпевшие бедствие пассажиры оказались гражданами Кыргызской Республики», – сообщается в сводках группы государственного языка и информации ДЧС Павлодарской области.

К слову, двумя днями позже из посольства Кыргызской Рес­публики в Казахстане также звонили оперативникам ДЧС со словами благодарности сот­рудникам, оказавшим своевременную помощь гражданам соседнего государства. Впрочем, подобного рода благодарностям спасатели не придают особенного значения. Ведь для них не важно, кому нужна помощь и где. Благо на это достаточно сил и средств.

Не езжай на авось

К слову, о средствах. По данным КЧС МВД РК, оперативно-спасательными отрядами для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации зимнего периода в нынешнем году подготовлены 140 единиц специальной автотехники повышенной проходимости. В их числе 26 КамАЗов, 25 вездеход-болотоходов, 41 снегоход и 48 единиц оперативных автомобилей, а также более 200 единиц спасательных средств, включаю­щих в себя стреляющие фалы, спасательные доски, сани, лестницы и другое. «Территориальными под­разделениями КЧС на регулярной основе проводится комплекс практических и профилактичес­ких мероприя­тий», – сообщают работники ведомства.

Так, сотрудниками ДЧС и инс­пекцией рыбного хозяйства в выходные дни проводятся обходы и рейды в местах ловли рыбы и охоты. Во время этих рейдов, а также в местах розничной торговли (в охотничьих магазинах, например) раздаются памятки рыбакам и охотникам, проводится инструктаж по соблюдению правил поведения на воде или льду при рыбной ловле, охоте.

Вместе с тем, в КЧС отмечают, что даже, несмотря на принимае­мые меры, с начала сезона охоты и рыбалки, точнее сказать, на период с 1 сентября 2018-го и по 1 января текущего года, на во­доемах страны из-за нарушения правил безопасности при ловле рыбы, а также при переез­дах через ледовые переправы уже погиб­ли 29 человек, из них 2 детей. ЧП зарегистрированы на водоемах Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Атырауской, Актюбинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Мангистауской и Туркес­танской областей. 

Автор:
Инеш Бержанова
11:03, 23 Января 2019
0
274
Подписка

Популярное