В прочных сетях заблуждений

Говорят, что знание – сила. Но у этого постулата есть и оборотная сторона: незнание тоже может быть весьма могущественным. И это наглядно демонстрируют те, кто использует невежество одних для противостояния с другими ради извлечения выгод. Как политических, так и экономических.

Посеешь сомнения – пожнешь прибыль

Еще в XVIII веке французский просветитель и философ Клод Адриан Гельвеций очень точно определил суть порочного явления. Всякий изучающий историю народных бедствий, говорил он, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество. И с этим трудно не согласиться, ведь и сегодня, в век технического прогресса, данный фактор нисколько не утратил актуальности.

Причем природа невежества многолика, оно может быть порождением безграмотности, лени, равнодушия, нежелания приобретать знания или их низкого уровня. А может быть результатом целенаправленного воздействия извне, которое, как правило, имеет вполне определенную цель – продать товар и получить максимальную прибыль или выгоду.
В связи с этим не так давно возникла целая наука под названием агнотология – от древнегреческого слова agnosis («незнание») и термина «онтология», который обозначает раздел философии по изучению фундаментальных принципов бытия.

Действия, причем совершенно сознательные, по дезориентации и введению в заблуждение людей стали объектом исследования нового направления. А своеобразным поводом к его появлению послужила получившая огласку тайная внутрикорпоративная переписка сотрудников известной табачной компании, в частности секретная служебная записка с заголовком «Предложение по курению и здоровью» (Smoking and Health Proposal), составленная еще в конце 60-х.

В документе со всеми подробностями описывался целый комплекс приемов для борьбы с «антисигаретными силами». «Мы должны порождать сомнения, так как это лучший способ борьбы с «фактической базой», которая сформировалась у людей в головах. Кроме того, это способ вызвать споры и полемику», – говорится в одной из статей письма.
На подкупающие откровением высказывания обратил особое внимание профессор из Стэнфордского университета в США Роберт Проктор. Он, в частности, задался вопросом: как удается табачной промышленности заставить людей усомниться в том, что курение связано с раком. Ученый также выяснил: представители «курительной» индустрии направляли миллиардные средства для сокрытия от общественности истины о вреде их продукции и реальных фактов влияния табака на человеческий организм.
Между тем общеизвестно, что никотин, воздействуя токсически на все органы, провоцирует возникновение злокачественных заболеваний. Кстати, лицо компании Винстон в 2009 году умер от рака горла, причиной которого и стала пагубная привычка. Но об этом мало кому известно.

По любому вопросу всегда есть две точки зрения, и обе, казалось бы, имеют право на существование. Нередко такого рода дискуссии о некоем балансе мнений и становятся настоящим рассадником невежества. Используя эту тактику, табачная промышленность пыталась доказать, что сигареты не так уж и вредны. Таким же способом сегодня и климатические скептики пытаются отрицать воздействие человека на происходящие в природе изменения.

У медали две стороны, утверждают они, следовательно, единственно верного решения не существует. Все это исподволь формирует искаженную картину и, следовательно, культивирует невежество, считает Проктор. Оно эффективно распространяется при двух условиях: если люди не понимают сути происходящего или когда специальные группы влияния – коммерческие компании или политтехнологи – намеренно создают путаницу вокруг какого-либо вопроса.

Обмануть меня несложно

Нечестная реклама и недостоверная информация о товаре стали нынче самыми распространенными инструментами в руках недобросовестных производителей и продавцов. Их «понять» тоже можно, поскольку рост производства товаров потребления заставляет маркетологов постоянно думать над способами увеличения продаж и изобретением все новых приманок для покупателей. При этом соблюдение закона отходит часто на второй план. И даже огромные суммы штрафов, которые выплачивают компании в результате судебных разбирательств, не останавливают запущенный прибыльный конвейер.

Частенько производитель делает ставку на простые человеческие слабости, к примеру, на желание каждого быть здоровым и жить долго. Арсенал используемых средств при этом впечатляет – от введения в заблуждение, запугивания до подмены понятий. Взять, к примеру, ГМО, о вреде которых потребители наслышаны, а потому стараются избегать таких товаров. Между тем надпись «не содержит ГМО» частенько указывается на продуктах, где генно-модифицированных образований в принципе не может содержаться, например в минеральной воде. Или взять пресловутый холестерин, отсутствие которого в растительном мас­ле подается производителями чуть ли не как добрый жест заботы о потребителях. На самом деле это вещество характерно только для продуктов животного происхождения.

Вкупе со страхом болезни невежество подстегивает на покупку чудодейственных пилюль, магических браслетов, приборов, прочих атрибутов, якобы нормализующих работу внутренних органов, защищающих от радиации и излучения... Использование наших слабостей приносит миллионные прибыли маркетологам и производителям самого широкого круга потребительских товаров.

Очень часто поводами для манипуляций служат наша нелюбознательность, нежелание внимательно изучить состав веществ, входящих в продукт. Один из примеров – специальное вещество против накипи. Между тем эти химические соединения и без того содержатся в высококачественных стиральных порошках. Поэтому нет никакой необходимости добавлять недешевый антинакипин дополнительно.

По мнению Дэвида Даннинга из Корнелльского университета в США, распространению невежества способствует, как ни парадоксально, Интернет. Он стал той площадкой, на которой любой человек, независимо от уровня компетенции и образования, может выступить в качестве эксперта. Независимые консультанты, а именно так себя позиционируют многие сидящие перед монитором пользователи, с готовностью делятся жизненным «опытом» и рецептами на все случаи жизни. «Университетами» на площадке Всемирной паутины все чаще становятся различные форумы и блоги. Популярный ресурс «Википедия», где каждый может участвовать в толковании как частного, так и глобального, стал негласным мерилом знаний.

Желание заработать на безграмотности прямо пропорционально уровню невежества. Об этом красноречиво свидетельствует статистика предоставления медицинских услуг, согласно которой только зарегистрированных псевдо­психологов и целителей насчитывается на два порядка больше, чем дипломированных специалистов в этих областях. Это значит, что Интернет представляет большой интерес для групп, имеющих цель последовательно культивировать незнание.

Безусловно, есть люди, которые умеют извлекать пользу из всей той информации, которую сейчас можно получить за пару щелчков кнопкой мыши. Но у многих просто создается фальшивое ощущение осведомленности. «Меня беспокоит не то, что мы потеряем способность формировать собственное мнение, а то, что сейчас его сформировать чересчур легко. Нам нужно обмениваться друг с другом информацией в гораздо больших объемах, чем мы считаем нужным», – считает американский профессор.

Осторожно: человек!

Итак, невежество часто идет рука об руку с элементарной безграмотностью. Неважно, политической ли, экономической, технологической, медицинской... Взять, к примеру, США. Уровень медицины в этой стране считается одним из самых высоких. Однако, несмотря на это, не менее 200 тыс. жителей страны ежегодно погибают от сепсиса, а большинство населения не имеет ни малейшего представления об этой болезни.

Результаты проведенного опроса, в котором приняли участие 1 тыс. американцев в возрасте 18 лет и старше, поразили даже самих исследователей: 69% лиц старше 65 лет сообщили, что никогда не слышали слова «сепсис». А ведь пожилые люди пребывают в группе особого риска, так как они часто страдают хроническими болезнями, ослабляющими их иммунную систему и делающими организм более уязвимым для инфекций.

«В наших больницах 25% смертей вызваны сепсисом, и тем не менее большинство американцев не имеют ни малейшего понятия об этой опасной болезни. Отсутствие информированности и элементарных знаний – одна из самых больных проблем нашего здравоохранения сегодня», – заявил Кевин Трейси, директор Института Фейнстейна. В настоящее время затраты на лечение больных сепсисом и их реабилитацию достигли в США суммы 1,7 млрд долларов ежегодно.

Тот факт, что невежество в сфере здравоохранения особенно губительно, вновь продемонстрировала недавняя вспышка заболевания, вызванного вирусом Эбола. По словам генерального секретаря Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Эльхаджа Ас Си, масштабные международные усилия по борьбе с вирусом могут быть сведены на нет обычной человеческой безграмотностью.

«Те, кто наблюдает у себя симптомы, зачастую не хотят идти в лечебные заведения, не обращаются за медицинской помощью, потому что боятся стать изгоя­ми, подвергнуться изоляции», – отметил представитель Красного Креста.

К сожалению, примеров невежества, приведших к губительным последствиям и катастрофам, в том числе техногенным, великое множество. Непрофессионализм, порожденный безграмотностью, можно наблюдать ежедневно во всех сферах жизни человека. Напрашивается вывод: человек, лишенный элементарного набора знаний, всегда становится легкой добычей для умелых манипуляторов общественным мнением.

Автор: Дина МАХАМБЕТОВА