– Основной лейтмотив выступления Президента – обновление социальной политики с целью повышения благосостояния казахстанцев, – отмечает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Ирина Черных.
Социальные вопросы действительно первостепенны, и их, соответственно, необходимо решать в первую очередь. Другие реформы, обозначенные Президентом, в том числе трансформация политической системы, развитие судебных и правоохранительных органов, совершенствование государственных институтов, противодействие коррупции, по сути, можно назвать сопутствующими, но в конечном итоге они также должны способствовать улучшению качества жизни населения, считает эксперт.
Высокие стандарты качества жизни могут быть обеспечены посредством реализации эффективной социальной политики. Поэтому все 10 приоритетных задач, озвученных Президентом, напрямую касаются соответствующих вопросов.
Республика взяла курс на вхождение в тридцатку наиболее развитых стран мира, обозначенный в «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. И 10 приоритетных задач Касым-Жомарта Токаева однозначно свидетельствуют: наша страна намерена продолжить следовать в этом направлении.
В качестве ориентиров выбраны основные показатели качества жизни стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они включают в себя не только количественные индикаторы, характеризующие темпы социально-экономического развития, но и качественные оценки удовлетворенности уровнем личного благополучия.
– Задачи, поставленные Президентом в качестве приоритетных, свидетельствуют о намерении повысить социальную ориентацию государства, сформировавшуюся в течение предыдущих лет, – считает Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК.
– Характерно, что первая из 10 задач касается именно повышения доходов населения, – отмечает эксперт. – Но в той или иной мере на рост благосостояния граждан направлены и другие задачи. К примеру, создание новых рабочих мест с достойной оплатой, решение жилищных вопросов, повышение материального благополучия работников образования и здравоохранения.
Отдельная задача, поставленная Президентом, – улучшение качества жизни молодежи, включая создание дополнительных возможностей трудоустройства и развития предпринимательства.
По словам Вячеслава Додонова, приоритет повышения доходов населения уже дал положительные результаты – в течение последних трех лет средние доходы в Казахстане выросли на 20%, достигнув по итогам 2018 года 91,6 тыс. тенге. В то же время эти показатели пока недостаточны и уступают максимальному уровню 2013 года.
Задача повышения благосостояния также тесно связана с ситуацией на рынке труда и необходимостью повышения продуктивной занятости, в том числе молодежной. В нашей стране быстро растет численность работоспособного населения, которое увеличилось на четверть за последние 15 лет.
Миллионам граждан, пополнившим рынок труда, требуется не просто какое-то занятие, а постоянные рабочие места с достойной «белой» оплатой и полным социальным пакетом. Увеличение охвата работающего населения такими рабочими местами – крайне сложная задача, требующая длительных и систематических усилий на многих направлениях, прежде всего в части модернизации экономики.
Работа в этом направлении ведется на протяжении многих лет, а ее результат – сокращение численности самозанятых граждан на 23% за последние 10 лет и снижение уровня безработицы вдвое за 15 лет.
– Приоритет по созданию достойно оплачиваемых рабочих мест обеспечивает преемственность стратегического курса Казахстана на рост качественной занятости и развитие рынка труда в соответствии с требованиями модернизации экономики, – заключает в связи с этим эксперт КИСИ.
По данным Леси Каратаевой, главного научного сотрудника института, для наших граждан крайне важно создать условия для повышения профессиональной квалификации, а зачастую и получения новых профессий. Такая работа уже ведется. Так, в прошлом году была запущена электронная биржа труда, услугами которой воспользовались более 95 тыс. работодателей, 500 тыс. человек трудоустроены.
В рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» в 2018 году трудоустроены свыше 677 тыс. человек. В то же время по проекту «Бастау Бизнес» прошли обучение более 30 тыс. граждан, а до 2021 года его пройдут еще порядка 60 тыс.
Количество созданных рабочих мест становится одним из основных критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей всех уровней.
Леся Каратаева акцентировала также внимание на том, что особое внимание будет уделяться созданию условий для трудоустройства молодых людей. Так, программа «Еңбек» дополнена новым направлением «Жастар – ел тірегі».
В целом национальный проект «Жастар – ел тірегі» нацелен на расширение поддержки казахстанской молодежи в сферах трудоустройства молодежи и получения образования по востребованным на рынке труда профессиям. В ближайшие 3 года планируется обучить более 200 тыс. молодых граждан.
Отдельное внимание уделяется вопросам, касающимся создания возможностей для молодых по организации собственного бизнеса. До 2021 года начинающим молодым предпринимателям в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса-2020» будет выдано 600 грантов на сумму 1,8 млрд тенге.
Кроме того, молодежь станет одной из фокусных групп, на которые ориентирована программа безвозмездной поддержки для реализации новых бизнес-идей. Всего таких грантов будет выдано 30 тыс.
– Наряду с такой актуальной задачей, как повышение доходов населения, Президент акцентировал внимание на проблеме развития регионов. Ведь эффективная региональная политика – важнейшая мера роста всей экономики государства, увеличения продуктивной занятости, доходов населения, – считает Асель Абен, руководитель представительства КИСИ в Алматы.
Сейчас регионы Казахстана сильно различаются по уровню развития, экономической специализации и социальной структуре населения. Поэтому одна из главных задач современного этапа – обеспечить в этом вопросе сбалансированность.
В современных условиях на динамику развития регионов все большее влияние оказывают такие факторы-вызовы, как глобализация, конкуренция, интеграция. В масштабах страны они определяют структуру региональных рынков, территориальную дифференциацию и разделение труда, качество жизни населения. Все эти моменты, по мнению экспертов КИСИ, необходимо учитывать при реализации государственной политики регионального развития.
По мнению Асель Абен, и вопросы развития местного самоуправления выдвигаются Президентом в качестве приоритета вполне обоснованно.
В Стратегии «Казахстан-2050», в Плане нации «100 конкретных шагов» децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления определены как важнейшие.
Как считает Асель Абен, от эффективности местного самоуправления напрямую зависит решение многих проблем регионального развития. Ведь оно – ключевое звено системы регионального и государственного управления в вопросах обеспечения безопасности, благосостояния, удовлетворения запросов и нужд населения, оказания общественных услуг.
К слову, органы местного самоуправления гораздо лучше, чем центральные власти осведомлены о проблемах населения в регионах. Однако для того чтобы управление на местах было эффективным, им необходимо увеличить потенциал, в том числе расширить финансовые возможности.
Конечно, и в предыдущие годы в стране уделялось много внимания развитию местного самоуправления. В частности, в 2012 году была утверждена Концепция развития местного самоуправления в РК на 2013–2020 годы, также были сделаны шаги для укрепления экономической и финансовой основы местного государственного управления и самоуправления.
К примеру, с прошлого года в 1 066 населенных пунктах вопросы распределения средств собственного бюджета решаются посредством уточнения и согласования с жителями. А к 2020-му все села должны иметь собственные бюджеты.
– Очевидно, что без сбалансированного развития казахстанских регионов невозможно целостное развитие всего государства, – продолжает тему Юрий Булуктаев, политолог, главный научный сотрудник КИСИ. Он предлагает обратить внимание на социальную асимметрию регионов, под которой подразумевается разница в уровне обеспеченности жителей основными благами (инфраструктура, образование, здравоохранение, культура).
Так, в сфере образования дисбаланс следующий: по обеспеченности населения детскими садами разница между максимальным и минимальным уровнями доходит до 3,5 раз, школами – 8 раз, вузами – 15 раз.
В здравоохранении по численности врачей всех специальностей на 10 тыс. населения разница между максимумом и минимумом составляет 3,8 раза, по числу больничных коек – 1,6 раза, по числу больниц – 1,8 раза.
Все это приводит к значительным диспаритетам в уровне жизни населения. К примеру, разница между максимальным и минимальным уровнем в номинальных денежных доходах составляет 3,3 раза.
Также значительна разница доли самозанятых в структуре занятого населения – если в Нур-Султане их доля составляет 5%, то в Жамбылской области – почти 45%.
Конечно, существование территориальных социально-экономических диспропорций сложилось во многом по объективным причинам, но их все равно необходимо смягчать.
Поэтому перенос акцента на политику нивелирования чрезмерных различий в условиях жизни жителей центра и периферии, различных регионов, существующих в едином экономическом пространстве, можно рассматривать как важный инструмент развития страны.
Таким образом, все 10 задач, поставленных Президентом, служат единой цели повышения качества жизни наших граждан и продолжения модернизации Казахстана, начало которой было заложено Елбасы в первые годы независимости.