Главная страница

В поддержку реформ

Необходимость проведения системных мер по улучшению работы государственного аппарата красной нитью проходит как в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева, так и в его последующих решениях.

Общее направление президентских реформ отражает актуальные потребности и ожидания казахстанцев. С участием Президента Касым-Жомарта Токаева прошло заседание Национального совета общественного доверия, призванного стать катализатором развития гражданского общества и наладить полноценный диалог граждан с властью.

Вошедшие в его состав эксперты приступили к разработке рекомендаций для улучшения ситуации в политической, социально-культурной и экономической сферах, тем самым формируя «дорожную карту» реформ. Предметом общественного внимания должны стать системы управления: без этого не повысить эффективность всей экономики. Таким образом, граж­данское общество постепенно будет подталкивать власть к преобразованиям. Поэтому нынешний этап развития страны требует активности населения. Она проявляется в инициативах граждан, которые реализуются в пределах своего двора или райо­на, в создании движений и НКО в отдельных регионах.

Устранить непонимание

По убеждению многих членов Нацсовета, неспособность многих чиновников на местах наладить механизм обратной связи с гражданами свидетельствует о потребностях переформатировать общие принципы работы госаппарата. В рамках концепции «слышащего государства» разработан ряд мер, призванных устранить недопонимание между населением и властью. Однако нельзя сказать, что проблемы уже решены.

– До сих пор нет нормальной разъяснительной работы по внед­рению Обязательного социального медицинского страхования, – уверен член Национального совета общественного доверия Мурат Абенов.

По его мнению, механизм дейст­вия ОСМС недоработан. Многие люди, в том числе высокообразованные, не понимают, как новая система медстрахования будет функционировать. Между тем ОСМС должна полноценно заработать уже в январе 2020 года, то есть до ее старта остается совсем немного времени.

– По сути, ОСМС предполагает, что гражданин сможет выбрать для себя любую поликлинику в стране. Допустим, приехать из региона и лечиться в лучшей больнице Нур-Султана. – Но хватит ли для этого ресурсов столицы? – недоумевает Мурат Абенов. – Может быть, чиновники надеются, что каким-то образом «привяжут» каждого человека к его поликлинике, но насколько это реально?

И это не единственный слабо проясненный гражданам новый принцип работы медицинского страхования. К примеру, есть воп­росы к надежности электронной системы учета граждан – участников ОСМС, многим непонятно, каким образом будет обеспечен доступ граждан к бесплатной стоматологической помощи.

Мурат Абенов настаивает: проб­лемы внедрения и функцио­нирования ОСМС нужно обсуж­дать, вести реальный диалог с населением и экспертами. Пока такая работа, по его данным, во многом проводится формально.

По его словам, для сбора замечаний, предложений и жалоб важно использовать не только государственные структуры, которые зачастую сами себе дают задания и проверяют их исполнение, а независимые общественные организации, реально отражающие мнение граждан. Также крайне важно наладить действенный общественный контроль за расходованием бюджетных средств министерствами и ведомствами, особенно в ходе проводимых ими реформ. Только тогда жители нашей страны смогут рассчитывать на успех преобразований.

Не менее остро, по мнению Мурата Абенова, стоят проблемы перехода к новой системе образования. По сути, пока поменялись только программы и учебники, а мышление и подходы к обучению остались прежними. К примеру, учителей не научили работать по внедряемой методике. Поэто­му внедрение новой системы образования пробуксовывает.

По словам члена Национального совета, Президент Касым-­Жомарт Токаев неоднократно указывал чиновникам всех уровней на слабую подготовку реформ, требовал для улучшения ситуации наладить эффективную обратную связь с населением.

Критика для улучшения

– Критическим замечаниям Главы государства подвергаются самые различные сферы социальной сферы, экономики, общественной жизни, системы взаимодействия власти и граж­дан, – говорит Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы.

Для улучшения работы государственного аппарата принято решение пополнить его ряды перспективными молодыми специа­листами. Уже завершен первый этап отбора в президентский молодежный кадровый резерв.

Таким образом, талантливые и мотивированные молодые люди получат возможность принять участие в решении стратеги­ческих задач развития страны. Тем самым должна быть повышена эффективность принятия управленческих решений.

В реформировании нуждаются и правоохранительные органы страны.

С лета 2019 года Президентом дан старт масштабной реформе правоохранительной системы. Помимо роста заработных плат, пройдет сокращение штатной численности МВД, а требования к квалификации оставшихся сотрудников будут серьезно повышены.

Не менее масштабные задачи стоят и в деле реформирования армии. Необходимость выработки системного подхода к решению проблем развития вооруженных сил продемонстрировали события в городе Арыс. В связи с этим Глава государства ставит задачу укрепить финансовую и общую дисциплину, повысить материальное оснащение воору­женных сил.

Тарифы и цены

Вопросы ценообразования и тарификации также попали в зону пристального внимания Президента Касым-Жомарта Токаева.

– После критики Главой государства необоснованно высоких цен на авиабилеты Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с авиакомпаниями создана рабочая группа по решению данных вопросов, – напоминает Лидия Пархомчик.

В свою очередь национальный перевозчик «Қазақстан темір жолы» приступил к модернизации системы продаж билетов, которая позволит устранить их искусственный дефицит.

При этом в октябре 2019 года в Министерстве национальной экономики прошло первое заседание Совета по тарифной политике. Целью его работы является анализ тарифных смет и инвестиционных программ, а также создание региональных комиссий по вопросам тарифного регулирования в сферах естественных монополий.

Реализация президентских инициатив

С 2020 года в стране начнет реализовываться ряд важных президентских инициатив по стимулированию роста национальной экономики, в числе которых освобождение микро- и малого бизнеса от уплаты налогов на трехлетний период. Ведь МСБ является одним из источников развития экономики и налоговых поступлений в бюджет.

По убеждению Лидии Пархомчик, Касым-Жомарт Токаев намерен проводить политику стимулирования предпринимательства, успех которой позволит сократить целевые трансферты в бюджет из Национального фонда.

Следует особо отметить, Президент поручил провести объек­тивный анализ предыдущих программ индустриализации с выявлением их системных проб­лем, прежде всего хронического недофинансирования.

– Глава государства отметил, что Программа индустриализации на 2018 год была обеспечена финансированием всего на 35%, – продолжает главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Жанар Тулиндинова.

По ее словам, Президент неоднократно отмечал низкий уровень планирования госпрограмм. На самом деле их нужно создавать таким образом, чтобы соответствующие проекты были должным образом профинансированы.

В то же время недостаточным остается роль банковского сектора в развитии экономики. За первое полугодие объем ссудного портфеля к ВВП снизился с 23% до 20%. В 2006 году доля кредитов в экономике превышала 40%.

Как отмечает Жанар Тулиндинова, с учетом критических замечаний Главы государства Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предложила варианты перезапуска финансирования реального сектора экономики.

В частности, предлагается использовать средства Нацбанка и части депозитов квазигоссектора через механизм ГЧП на объекты образования, здравоохранения, дорожную инфраструктуру и ЖКХ. Кроме этого, предлагается использовать так называемые offtake-контракты с национальными компаниями в качестве «твердого залога» при получении кредита. Такие договоры должны заключаться взамен на встречные обязательства бизнеса по повышению конкурентоспособности производства.

В поддержку АПК

Обширный блок конкретных поручений Президента Касым-Жомарта Токаева касается агро­промышленного комплекса.

Критические замечания Главы государства в первую очередь касаются рационального использования земель. В связи с этим Президент поручил приступить к изъятию неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.

Как неоднократно отмечал Касым-Жомарт Токаев, многие из тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю, держат ее впрок. В стране сложился целый слой так называемых «латифундистов». Но земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает.

– Без решения этого вопроса невозможно качественное развитие отечественного АПК. Например, увеличение производства мяса упирается не столько в проблему маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеров земли для выращивания кормовых культур, – поясняет Жанар Тулиндинова.

В связи с этим, по данным главного эксперта КИСИ, Минсельхоз разработал «дорожную карту» по вопросам изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, в рамках которой планируется увеличение налога на неиспользуемые земли.

Кроме того, планируется сократить сроки изъятия неиспользуе­мых земель сельхозназначения. В настоящий момент они изымаются только через суд – это занимает от 2 до 3 лет. МСХ предлагает упростить процедуру: если земля не используется, то договор аренды будет расторгаться в одностороннем порядке.

Качество образования

Президент Касым-Жомарт ­Токаев делает акцент на необходимости повышения качества образования в Казахстане. Потребность увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие страны становится все более очевидной.

До конца 2019 года должно пройти утверждение новой Государственной программы развития образования и науки до 2025 года.

По словам Жанар Тулиндиновой, планируется снизить су­щест­вующий разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами, а также обеспечить ориентированность технического образования на нужды экономики. Запущены процессы пересмотра существующих программ обучения в школах, колледжах и вузах страны. К 2021 году будет обеспечен полный переход на новые образовательные программы.

Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал, что многие проблемы образования вызваны дефицитом педагогических кадров. Любые меры не дадут эффекта, если не улучшить социальное положение учителей и преподавателей и не повысить статус педагога.

Речь идет как о повышении заработной платы учителей, так и о законодательной регламентации социального статуса педагогов – освобождении их от непрофильных функций и закреплении за ними социальных гарантий.

На августовской педагоги­ческой­ конференции Президент раскритиковал местные акиматы за злоупотребление полномочия­ми. По данным Президента, не прекращается порочная прак­тика, когда местные акиматы задействуют преподавателей в административных целях, в разных мероприятиях, не имею­щих никакого отношения к образованию.

В новом законопроекте «О статусе педагога» отмечается, что удовлетворению профессией и удержанию в ней специалистов препятствуют сохраняющийся значительный объем несвойст­венных функций и непредвиденных проверок, недостаточная педагогическая автономия. Поэто­му разработчикам закона необходимо учесть все критические замечания Главы государства.

Развитие столицы

Большой комплекс требующих незамедлительного решения проблем Президент обозначил на совещании по вопросам развития столицы.

В первую очередь это снижение темпов ввода жилья и объема строительных работ. Глава государства подчеркнул, что скорейшего разрешения требуют проб­лемы долевого строительства.

– В городе остаются 49 проб­лемных объектов, завершения строительства которых ждут 13,5 тысячи дольщиков. Глава государства также выделил проб­лему несвоевременного завершения строительства объектов энергетики, а именно: перенос сроков ввода в эксплуатацию ТЭЦ-3, строительство которой планировалось завершить в текущем году, – указывает Жанар Тулиндинова.

Большое внимание Касым-­Жомарт Токаев также уделил улучшению социального благополучия жителей столицы, которое напрямую увязано с контролем за миграционными потоками и недопущением повышенной нагрузки на социальную инфраструктуру – прежде всего на медицину и образование.

Напрямую с развитием столицы связан и другой императив Президента – отказ от дорогостоящих имиджевых проектов, переориентация бюджета на цели развития. В качестве яркого примера неэффективного расходования бюджета Касым-Жомарт Токаев указал на проект легкорельсового транспорта в Нур-Султане.

Президент четко сформулировал цель: «Все бюджетные проекты должны отвечать на два простых вопроса – «для чего они нужны?» и «какова их социально-экономическая эффективность?» Без ответа на эти вопросы бюджетные проекты не должны рассматриваться».

Таким образом, системная критика Президентом Касым-Жомартом Токаевым деятельности государственного аппарата и меры, принимаемые по улучшению его работы, направлены на ускорение экономических реформ, динамичное развитие Казахстана, установление эффективной обратной связи власти и граждан для решения имеющихся проблем.

Автор:
Игорь Прохоров
09:45, 12 Ноября 2019
0
1183
Подписка

Популярное

Читайте также