Цель – стать ближе
Что представляет собой сервисная модель полицейской службы? В мировой практике под нею подразумевается идеология работы полиции, основанная на решении проблем безопасности в партнерстве с гражданским обществом.
В сервисной модели полиция инициирует решение проблем, даже если они не отнесены к ее компетенции, но потенциально могут повлиять на безопасность. Полиция, наряду с другими институтами власти, имеет четкое понимание, что волнует население и какие меры необходимо предпринимать для создания благоприятных и безопасных условий.
При этом в приоритете стоит профилактика правонарушений с опорой на законопослушных граждан (та самая нулевая терпимость к правонарушениям). И критериальное оценивание при таком устройстве уже не просто сухие цифры из статистики «что, где, когда», а совокупность индикаторов правовой статистики и общественного мнения, главный из которых – уровень доверия населения.
Все это достигается в том числе благодаря шаговой доступности, нацеленной на максимальное облегчение гражданам доступа к полиции. То есть обязательное условие – оптимальная дислокация участковых пунктов, мобильных постов, повышенная оперативность реагирования, а также применение цифровых технологий.
Как результат – европейские показатели: внедрение сервисной модели позволило странам Западной Европы достичь уровня доверия населения к полиции в 70–80%, в Восточной Европе – 50–55%.
В нашей же стране пока приоритет полиции – борьба с преступностью. Фокус внимания стражей порядка сконцентрирован на правонарушителях, а критериями оценки являются данные правовой статистики. На практике это выглядит так: полиция взаимодействует со «здоровой» частью общества в основном тогда, когда граждане становятся потерпевшей стороной в преступлении. То есть население минимально вовлечено в процесс профилактики правонарушений и выработку решений проблем безопасности.
Как отметил заместитель министра внутренних дел РК Алексей Калайчиди, в Казахстане есть пока лишь отдельные элементы сервисной модели. В первую очередь это полноценное правовое поле в сфере профилактики правонарушений. Приняты законы, определившие субъекты профилактики и их компетенцию, инструменты и основания проведения превентивной работы, а также объекты, в отношении которых она проводится.
Создана местная полицейская служба, упор в которой делается на работу участковых инспекторов, патрульной и ювенальной полиции и подразделения по защите от бытового насилия. Важное решение – создан Общественный совет по вопросам деятельности ОВД, которым ежеквартально рассматриваются актуальные вопросы сферы. В том числе и те, которые поступают от граждан благодаря возможности напрямую обратиться на блог министра внутренних дел (согласно статистике, в 2020 году так поступило свыше 4 тыс. человек).
Как и было сказано, особый упор делается на статус участковых инспекторов – ключевой институт профилактики правонарушений. Увеличена численность участковых – с 5 890 до 6 481. Построено более 250 участковых пунктов полиции, в том числе 218 совмещенных с жильем инспекторов. 70% участковых обеспечены автотранспортом и планшетами.
Значимый момент – в 2019 году участковым повысили зарплату на 25%, в перспективе она вырастет еще на 30%. У участковых появилось право на получение компенсации за наем жилья. Все это позволило снизить некомплект сотрудников в 5 раз – с 25 до 5%.
Укреплена и патрульная полиция, на которую возложены задачи по обеспечению общественного порядка и дорожной безопасности. Сотрудники этой службы на 100% оснащены планшетами и видеожетонами, на 97% – автотранспортом. И с зарплатой дело обстоит неплохо: в 2019 году зарплата патрульных повышена на 65%, в ближайшие 3 года оклады вырастут еще на 15%. Они также получили право на получение жилищных компенсаций. Неудивительно, что текучесть этих кадров сократилась в 2 раза. И все это на фоне установки модульных круглосуточных постов полиции (уже установлено 44, планируется еще 176), внедрения интеллектуальных систем безопасности. Сегодня функционируют 6,7 тыс. таких систем, интегрированных с ЦОУ ОВД. С их помощью в 2019 году раскрыто 5 тыс. преступлений и 432 тыс. правонарушений, в 2020-м – более 6 тыс. преступлений и 455 тыс. административных правонарушений.
Кроме того, приняты меры поддержки ювенальной полиции. В 2019 году оклады инспекторов по делам несовершеннолетних повышены на 20%, в 2021–2023 годах они увеличатся еще на 50%. Также они получают компенсации за наем жилья.
Работа этой службы в комплексе с другими мерами способствовала снижению преступлений, совершенных несовершеннолетними: с 13 и более тысяч в 90-х годах до 2,6 тыс. – 3,5 тыс. за последние 5 лет, или в 4 раза.
Все озвученное – из уже свершенного. Последующая стратегия реформы местной полицейской службы и дальше будет выстраиваться по трем направлениям – партнерство с населением, шаговая доступность для населения, ключевая роль участкового – и пройдет в 3 этапа.
На первом этапе проведена реорганизация Комитета административной полиции. Он освобожден от функций охраны, которые теперь реализуются отдельным департаментом. Система управления комитета нацелена на выполнение задач по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению дорожной безопасности.
Следующий шаг – укрепление службы участковых инспекторов за счет внутреннего перераспределения имеющихся ресурсов. Необходимо изучить возможность пересмотра нормативов нагрузки участковых. Еще один вопрос, который предстоит решить, – проработка с застройщиками возможности выделения при проектировании жилых комплексов нежилых помещений для участковых пунктов полиции.
На втором этапе планируется запуск «пилотирования» сервисной модели полиции. В рамках этой работы будут изучены лучшие мировые практики сервисной модели полиции, оценки ее деятельности и инструменты вовлечения общества в решение проблем безопасности.
– Мы проанализируем законодательство развитых стран в сфере профилактики правонарушений, роль правоохранительных и иных государственных органов. Важнейшая задача второго этапа – законодательное повышение статуса участкового инспектора. Эта работа уже проводится, – прокомментировал замминистра ведомства.
Будут разработаны учебные программы вузов МВД по сервис-ориентированной подготовке участковых инспекторов и других сотрудников МПС. Совместно с ОБСЕ подготовлено руководство по работе участковых инспекторов. Это алгоритм для различных служебных ситуаций с учетом принципов сервисной модели.
Также планируются расширение сети модульных постов полиции, ремонт участковых пунктов и выработка подходов по цифровизации деятельности УИП.
На заключительном этапе будут подведены итоги пилотных проектов, обобщен зарубежный опыт и разработана концепция перехода казахстанской полиции на сервисную модель. В комплексе все это позволит выработать подходы по совершенствованию системы профилактики правонарушений.
Наглядный пример
По словам заместителя председателя Комитета административной полиции МВД РК Алексея Милюка, зарубежный опыт показывает, что сервисная модель не является универсальной для всех стран и адаптируется под конкретные местные условия. Потому в обязательном порядке должны учитываться наши культура, менталитет, законодательство и ресурсные возможности.
– Мы уже приступили к разработке Концепции отечественной сервисной модели полиции и начали поэтапное апробирование различных ее вариантов. Отдельные элементы уже апробируются на территории Карагандинской области – пилотный проект «Внедрение сервисных подходов обеспечения безопасности» был запущен в ноябре 2019 года в сотрудничестве с Офисом программ ОБСЕ и акиматом Карагандинской области, – рассказал замглавы комитета.
Для реализации проекта при акимате области образована Межведомственная группа по обеспечению безопасности (МГОБ), это международная практика. К карагандинской пилотной группе были привлечены ведущие эксперты международных организаций ОБСЕ и ПРООН по тактике изучения проблем обеспечения безопасности. С февраля 2020 года группа проводила сбор статистических данных за 2017–2019 годы, включая опросы местного населения, а также осужденных.
На основе консолидации полученных данных МГОБ проведен анализ и установлены основные проблемные вопросы, связанные с криминальной активностью на пилотной территории. Сам анализ составил порядка 400 страниц с подробным описанием выявленных проблем, количественными показателями по видам преступности, со сведениями о личностных характеристиках преступников, жертвах преступлений, месте и времени совершения преступлений и другое.
Установлено, что самые распространенные и системные проблемы для населения пилотной территории – это квартирные и карманные кражи, факты мошенничества и нарушения общественного порядка. По итогам проведенного анализа группой выработаны рекомендации для акимата и департамента полиции по решению исследованных проблем.
К примеру, в ходе анализа выявлены так называемые «горячие точки», где чаще всего совершаются правонарушения. Значит, именно там необходимо установить видеокамеры и скорректировать маршруты и время патрулирования.
Другая проблема преступности пилотируемого участка – безработица: 98% опрашиваемых заявили, что при наличии работы они бы не преступили закон.
– Это, конечно, очевидные выводы, но теперь они подкреплены эмпирическими и статистическими данными, – прокомментировал Алексей Милюк.
В начале текущего года при содействии волонтерских организаций Карагандинской области проведены опросы населения на предмет ощущения безопасности на территории пилотного проекта. При помощи интернет-анкетирования было опрошено более 6 тыс. респондентов. Опросник – так называемый чек-лист по безопасности – лег в основу рекомендаций для дальнейших улучшений.
Кроме того, межведомственной группой параллельно проводятся подпроекты, нацеленные на взаимодействие общественности с полицией в вопросах противодействия киберпреступности. Один из них – движение киберволонтеров. В зоне их ответственности – помочь полиции «просеять» огромный массив интернет-данных, выявить противоправный контент и уведомить об этом правоохранительные органы.
В рамках Карагандинского пилотного проекта особое внимание уделено и работе участковых. Межведомственная группа изучает хронометраж работы участковых сразу 7 участков, апробирует новые механизмы по профилактике проблем, способам коммуникации с гражданами.
– Полагаем, что внедрение подобных сервисных подходов, основанных на изучении потребностей местного сообщества, позволит вывести работу полиции на новый качественный уровень, – подытожил представитель ведомства.