В партнерстве с обществом

2957
Елена Левкович

Цель – стать ближе

Что представляет собой сервисная модель полицейской службы? В мировой практике под нею подразумевается идеология работы полиции, основанная на решении проблем безопасности в партнерстве с гражданским обществом.

В сервисной модели полиция инициирует решение проблем, даже если они не отнесены к ее компетенции, но потенциально могут повлиять на безопасность. Полиция, наряду с другими институтами власти, имеет четкое понимание, что волнует население и какие меры необходимо предпринимать для создания благоприятных и безопасных условий.

При этом в приоритете стоит профилактика правонарушений с опорой на законопослушных граждан (та самая нулевая терпимость к правонарушениям). И критериальное оценивание при таком устройстве уже не просто сухие цифры из статистики «что, где, когда», а совокупность индикаторов правовой статистики и общественного мнения, главный из которых – уровень доверия населения.

Все это достигается в том числе благодаря шаговой доступности, нацеленной на максимальное облегчение граж­данам доступа к полиции. То есть обязательное условие – оптимальная дислокация участковых пунктов, мобильных постов, повышенная оперативность реагирования, а также применение цифровых технологий.

Как результат – европейские показатели: внедрение сервис­ной модели позволило странам Западной Европы достичь уровня доверия населения к полиции в 70–80%, в Восточной Европе – 50–55%.

В нашей же стране пока прио­ритет полиции – борьба с преступностью. Фокус внимания стражей порядка сконцентрирован на правонарушителях, а критериями оценки являются данные правовой статистики. На практике это выглядит так: полиция взаимодействует со «здоровой» частью общества в основном тогда, когда граж­дане становятся потерпевшей стороной в преступлении. То есть население минимально вовлечено в процесс профилактики правонарушений и выработку решений проблем безопасности.

Как отметил заместитель министра внутренних дел РК Алексей Калайчиди, в Казах­стане есть пока лишь отдельные элементы сервисной модели. В первую очередь это полноценное правовое поле в сфере профилактики правонарушений. Приняты законы, определившие субъекты профилактики и их компетенцию, инструменты и основания проведения превентивной работы, а также объекты, в отношении которых она проводится.

Создана местная полицейская служба, упор в которой делается на работу участковых инспекторов, патрульной и ювенальной полиции и подразделения по защите от бытового насилия. Важное решение – соз­дан Общественный совет по вопросам деятельности ОВД, которым ежеквартально рассматриваются актуальные вопросы сферы. В том числе и те, которые поступают от граж­дан благодаря возможности напрямую обратиться на блог министра внутренних дел (согласно статистике, в 2020 году так поступило свыше 4 тыс. человек).

Как и было сказано, особый упор делается на статус участковых инспекторов – ключевой институт профилактики правонарушений. Увеличена численность участковых – с 5 890 до 6 481. Построено более 250 участковых пунктов полиции, в том числе 218 совмещенных с жильем инспекторов. 70% участковых обеспечены автотранспортом и планшетами.

Значимый момент – в 2019 году участковым повысили зарплату на 25%, в перспективе она вырастет еще на 30%. У участковых появилось право на получение компенсации за наем жилья. Все это позволило снизить некомплект сотрудников в 5 раз – с 25 до 5%.

Укреплена и патрульная полиция, на которую возложены задачи по обеспечению общественного порядка и дорожной безопасности. Сотрудники этой службы на 100% оснащены планшетами и видеожетонами, на 97% – автотранспортом. И с зарплатой дело обстоит неплохо: в 2019 году зарплата патрульных повышена на 65%, в ближайшие 3 года оклады вырастут еще на 15%. Они также получили право на получение жилищных компенсаций. Неуди­вительно, что текучесть этих кадров сократилась в 2 раза. И все это на фоне установки модульных круглосуточных постов полиции (уже установлено 44, планируется еще 176), внедрения интеллектуальных систем безопасности. Сегодня функционируют 6,7 тыс. таких систем, интегрированных с ЦОУ ОВД. С их помощью в 2019 году раскрыто 5 тыс. преступлений и 432 тыс. правонарушений, в 2020-м – более 6 тыс. преступлений и 455 тыс. административных правонарушений.

Кроме того, приняты меры поддержки ювенальной полиции. В 2019 году оклады инспекторов по делам несовершеннолетних повышены на 20%, в 2021–2023 годах они увеличатся еще на 50%. Также они получают компенсации за наем жилья.

Работа этой службы в комплексе с другими мерами способствовала снижению преступлений, совершенных несовершеннолетними: с 13 и более тысяч в 90-х годах до 2,6 тыс. – 3,5 тыс. за последние 5 лет, или в 4 раза.

Все озвученное – из уже свершенного. Последующая стратегия реформы местной полицейской службы и дальше будет выстраиваться по трем направлениям – партнерство с населением, шаговая доступность для населения, ключевая роль участкового – и пройдет в 3 этапа.

На первом этапе проведена реорганизация Комитета административной полиции. Он освобожден от функций охраны, которые теперь реализуются отдельным департаментом. Система управления комитета нацелена на выполнение задач по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению дорожной безопасности.

Следующий шаг – укрепление службы участковых инспекторов за счет внутреннего перераспределения имеющихся ресурсов. Необходимо изучить возможность пересмотра нормативов нагрузки участковых. Еще один вопрос, который предстоит решить, – проработка с застройщиками возможности выделения при проектировании жилых комплексов нежилых помещений для участковых пунктов полиции.

На втором этапе планируется запуск «пилотирования» сервисной модели полиции. В рамках этой работы будут изу­чены лучшие мировые прак­тики сервисной модели полиции, оценки ее деятельности и инструменты вовлечения общества в решение проблем безопасности.

– Мы проанализируем законодательство развитых стран в сфере профилактики правонарушений, роль правоохранительных и иных государственных органов. Важнейшая задача второго этапа – законодательное повышение статуса участкового инспектора. Эта работа уже проводится, – прокомментировал замминистра ведомства.

Будут разработаны учебные программы вузов МВД по сервис-ориентированной подготовке участковых инспекторов и других сотрудников МПС. Совместно с ОБСЕ подготовлено руководство по работе участковых инспекторов. Это алгоритм для различных служебных ситуаций с учетом принципов сервисной модели.

Также планируются расширение сети модульных постов полиции, ремонт участковых пунктов и выработка подходов по цифровизации деятельности УИП.

На заключительном этапе будут подведены итоги пилотных проектов, обобщен зарубежный опыт и разработана концепция перехода казахстанской полиции на сервисную модель. В комплексе все это позволит выработать подходы по совершенствованию системы профилактики правонарушений.

Наглядный пример

По словам заместителя председателя Комитета административной полиции МВД РК Алексея Милюка, зарубежный опыт показывает, что сервис­ная модель не является универсальной для всех стран и адаптируется под конкретные местные условия. Потому в обязательном порядке должны учитываться наши культура, менталитет, законодательство и ресурсные возможности.

– Мы уже приступили к разработке Концепции отечественной сервисной модели полиции и начали поэтапное апробирование различных ее вариантов. Отдельные элементы уже апробируются на территории Карагандинской области – пилотный проект «Внедрение сервисных подходов обеспечения безопасности» был запущен в ноябре 2019 года в сотрудничестве с Офисом программ ОБСЕ и акиматом Карагандинской области, – рассказал замглавы комитета.

Для реализации проекта при акимате области образована Межведомственная группа по обеспечению безопасности (МГОБ), это международная практика. К карагандинской пилотной группе были привлечены ведущие эксперты международных организаций ОБСЕ и ПРООН по тактике изучения проблем обеспечения безопасности. С февраля 2020 года группа проводила сбор статистических данных за 2017–2019 годы, включая опросы местного населения, а также осужденных.

На основе консолидации полученных данных МГОБ проведен анализ и установлены основные проблемные вопросы, связанные с криминальной активностью на пилотной территории. Сам анализ составил порядка 400 страниц с подробным описанием выявленных проблем, количественными показателями по видам преступности, со сведениями о личностных характеристиках преступников, жертвах преступлений, месте и времени совершения преступлений и другое.

Установлено, что самые распространенные и системные проблемы для населения пилотной территории – это квартирные и карманные кражи, факты мошенничества и нарушения общественного порядка. По итогам проведенного анализа группой выработаны рекомендации для акимата и департамента полиции по решению исследованных проблем.

К примеру, в ходе анализа выявлены так называемые «горячие точки», где чаще всего совершаются правонарушения. Значит, именно там необходимо установить видеокамеры и скорректировать маршруты и время патрулирования.

Другая проблема преступности пилотируемого участка – безработица: 98% опрашиваемых заявили, что при наличии работы они бы не преступили закон.

– Это, конечно, очевидные выводы, но теперь они подкреплены эмпирическими и статистическими данными, – прокомментировал Алексей Милюк.

В начале текущего года при содействии волонтерских организаций Карагандинской области проведены опросы населения на предмет ощущения безопасности на территории пилотного проекта. При помощи интернет-анкетирования было опрошено более 6 тыс. респондентов. Опросник – так называемый чек-лист по безопасности – лег в основу рекомендаций для дальнейших улучшений.

Кроме того, межведомственной группой параллельно проводятся подпроекты, нацеленные на взаимодействие общественности с полицией в вопросах противодействия киберпреступности. Один из них – движение киберволонтеров. В зоне их ответственности – помочь полиции «просеять» огромный массив интернет-данных, выявить противоправный контент и уведомить об этом правоохранительные органы.

В рамках Карагандинского пилотного проекта особое внимание уделено и работе участковых. Межведомственная группа изучает хронометраж работы участковых сразу 7 участков, апробирует новые механизмы по профилактике проблем, способам коммуникации с гражданами.

– Полагаем, что внедрение подобных сервисных подходов, основанных на изучении потребностей местного сообщества, позволит вывести работу полиции на новый качественный уровень, – подытожил представитель ведомства.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

​​​​​​​Служба вместе, пенсия – врозь?
...А где-то угоняют табунами
Сертификаты обещают продлить
Мыльные пузыри

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]